Украинские производители оружия – в удушающих объятиях налоговой
Украинские производители оружия – в удушающих объятиях налоговой

Украинские производители оружия – в удушающих объятиях налоговой

Действующая налоговая система не поощряет национальный оборонный бизнес. Об этом говорится в исследовании, которое провел Совет бизнес-омбудсмена.Один из главных его выводов - налоговый режим не способствует национальным производителям комплектующих к вооружениям и военной технике и делает их продукцию более дорогой по сравнению с импортированными аналогами.Для понимания масштаба участия отечественного бизнеса в противостоянии российскому агрессору воспользуемся языком цифр.Конечно, производители и импортеры товаров военного назначения хотят наращивать производство и развиваться. Но для этого им нужен режим содействия, также предусматривающий налоговые льготы. Насчет последних есть нюанс. Не всегда их внедрение спасает ситуацию, потому что туда могут быть вшиты и определенные уловки, их конфигурация может быть разной и, как указывает законченное исследование, не всегда стимулирующей.Авторы отчета признают, что большая часть льгот по НДС, введенных в период действия военного положения, в частности, в отношении товаров для нужд обороны, не соответствует положениям Директивы ЕС об общей системе налога на добавленную стоимость. Кроме того, положениями Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС предусматривается, что сторона соглашения имеет право предпринимать любые шаги, которые она считает необходимыми для обеспечения собственной безопасности, в частности, во время войны или для выполнения взятых на себя обязательств по поддержанию мира и международной безопасности.Действительно, декларируется, что освобождение от НДС направлено на удешевление оборонных товаров, однако на практике последствия для бизнеса не однозначны. Палка бьет одновременно обоими концами. С одной стороны, для покупателя выгода очевидна. А с другой, для поставщика - ситуация более сложная, ведь если товар импортирован с уплатой НДС или изготовлен из комплектующих, приобретенных с НДС, то поставщик уже уплатил налог и включил его сумму в налоговый кредит. После применения льготы, этот кредит корректируется, что фактически нивелирует возможность компенсировать ранее уплаченный налог, создавая кассовые разрывы и снижая рентабельность операций.Налоговое законодательство позволяет не корректировать налоговый кредит в части поставок товаров по госконтрактам в рамках оборонных закупок. Однако в операциях со льготными оборонными товарами вне государственных заказов, например, поставляемых за счет волонтерских фондов, положение поставщика менее выгодно.Общий анализ указывает, что изменения в Налоговый и Таможенный кодексы Украины, принятые в конце 2024 года, расширили налоговые и таможенные льготы на импорт сырья и комплектующих производителям ряда готовых изделий, среди которых БПЛА и системы РЭБ. Однако эти льготы не распространяются на отечественных изготовителей комплектующих. Поэтому те и дальше платят ввозную пошлину и НДС при импорте сырья. В результате импорт готовых компонентов становится более выгодным, чем их локальное производство. Такая ситуация является очевидным тормозом для развития украинского рынка комплектующих и усиливает зависимость от иностранных поставщиков.В Совете бизнес-омбудсмена считают, что необходимо разработать механизм, позволяющий избежать ситуаций, когда готовые изделия подпадают под льготный режим, а ключевые материалы и комплектующие для их производства остаются за пределами налоговых стимулов. Чтобы минимизировать зависимость от импорта и создать равные условия для отечественных производителей, совет бизнес-омбудсмена предлагает сделать определенные шаги.Сначала – исследовать влияние текущей системы налогообложения НДС на эффективность оборонного финансирования.Но это означает необходимость побеспокоить дополнительными хлопотами минфин, Счетную палату, минобороны, минэкономики. Кто же на такое решится?Также офис бизнес-омбудсмена предлагает проработать возможности внедрения в период действия режима военного положения нулевой ставки НДС или специальных режимов налогообложения на услуги ремонта и модернизации военной техники. Этим также должны заниматься минфин, ГНС, комитеты ВРУ по финансам, налоговой и таможенной политике, минобороны.В то же время представители действующей власти не признают проколы в снабжении оружием в не до конца проработанных собственных решениях по налогообложению отечественных производителей. В большинстве своем они акцентируют внимание только на желании или нежелании партнеров помочь Украине с вооружением. Скажем, депутат - "слуга" и глава делегации ВР в Парламентской ассамблее НАТО Егор Чернев в комментарии Liga.net справедливо отметил, что с имеющимися запасами наше государство может продержаться несколько месяцев. В то же время, по его словам, Украина имеет потенциал очень быстро втрое увеличить производство вооружения, если будет финансирование со стороны европейских партнеров. И ни слова о необходимости вкладывать усилия в развитие бизнеса украинского вооружения.Однако, кроме удушающих налоговых объятий, отечественный оборонный бизнес столкнулся и с другими проблемами. Например, ограничение рентабельности по государственному заказу для БПЛА (25%), проблемы с бронированием работников, устаревшие нормы стандартизации и нерыночные условия государственных контрактов. Так что здесь партнеры вряд ли виноваты.А промедление государства с решением волнующих оборонный бизнес проблем катализируют риски, связанные, например, с переездом этого бизнеса за границу.
Источник материала
loader
loader