Отчетность по уплате ЕСВ опять будет изменена. Разберемся, как именно, а главное — зачем.
Вопрос упрощения налоговой отчетности для бизнеса всегда актуален. Несмотря на многочисленные улучшения, наше администрирование до сих пор далеко от идеала. Впрочем, изменений и трансформаций уже было столько, что любые новые реальный сектор воспринимает, по меньшей мере, с тревогой, потому что в налоговой сфере реформа далеко не всегда означает улучшение.
Сейчас в Верховной Раде на рассмотрении находятся два законопроекта (№13108 и 13108-1), которыми предлагается пересмотреть периодичность подачи налоговыми агентами отчетности по суммам дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков — физических лиц, и по суммам удержанного с них налога, в том числе единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (ЕСВ). Обе инициативы предусматривают возврат к ежеквартальной отчетности, действовавшей в 2024 года, но с некоторыми заслуживающими внимания нюансами.
Действующая ежемесячная отчетность была введена Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины по обеспечению сбалансированности бюджетных поступлений в период действия военного положения» от 10.10.2024 №4015-IX как часть комплекса изменений, призванных обеспечить функционирование экономики в военное время. Ее инициаторами выступили глава парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев и члены этого комитета.
При этом, по убеждению законотворцев, практика показала: подобный формат отчетности не упростил, а усложнил работу бизнеса, особенно малого и среднего. Законопроект №13108 прямо указывает, что ежемесячная отчетность привела к чрезмерной административной нагрузке, увеличению затрат на бухгалтерский учет, необходимости привлекать внешних консультантов и как следствие к снижению конкурентоспособности предприятий.
Законопроект №13108: возвращение к привычному
Этот законопроект предлагает вернуться к квартальной отчетности с разбивкой по месяцам. Аргументация основывается на необходимости снизить бюрократическое давление на бизнес и обеспечить простоту администрирования.
Инициативу поддержали сразу 54 народных депутата, среди которых есть также и члены комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики — того самого, который раньше и ввел ежемесячную отчетность вместо ежеквартальной.
«Изменение периодичности подачи отчетности с ежемесячной на квартальную с разбивкой по месяцам будет способствовать уменьшению бюрократического давления, упрощению ведения хозяйственной деятельности и снижению затрат предпринимателей. В условиях военного положения и экономической нестабильности поддержка бизнеса путем упрощения административных процедур является необходимым шагом», — отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
С учетом масштаба поддержки документ выглядит как попытка политически реабилитироваться за ранее введенные непопулярные нормы. Несмотря на это, объективно нужно признать: отчитываться раз в квартал, а не ежемесячно действительно проще и менее обременительно.
Главное научно-экспертное управление Аппарата Верховной Рады в своем заключении подтвердило: фактически речь идет о возврате к предыдущему регулированию, действующему до января 2025 года. Вместе с тем в заключении подчеркивается, что отсутствуют конкретные расчеты по административной нагрузке — как в поддержку действующей модели, так и по предложенным изменениям.
То есть мало того, что законодатели ежегодно меняют правила администрирования, они еще и не обременяют себя поиском хоть каких-то вменяемых аргументов для этих изменений.
Законопроект №13108-1: компромисс с подводными камнями
Альтернативный проект №13108-1 предусматривает дифференцированный подход: часть плательщиков останется на ежемесячной форме отчетности, часть получит право отчитываться ежеквартально.
В частности, квартальная отчетность будет предусмотрена для налогоплательщиков, у которых численность наемных работников не превышает десяти человек и у которых нет случаев, связанных с необходимостью назначать их работникам социальные и страховые выплаты, рассчитываемые в зависимости от размера месячного заработка. Остальным придется, как и сейчас, отчитываться ежемесячно.
Однако физических лиц-предпринимателей, членов фермерского хозяйства и лиц, заключивших договор о добровольной уплате единого взноса, предлагается освободить от подачи налоговой отчетности об уплате ЕСВ в случае ежемесячной уплаты суммы единого взноса в размере, не меньшем минимального страхового взноса.
Этот более сложный вариант выглядит как попытка найти баланс между потребностями бизнеса и социальной защиты.
В пояснительной записке отмечается, что полный переход на квартальную отчетность (как в проекте №13108) усложнит предоставление государственной помощи малообеспеченным.
«…при полном переходе на ежеквартальную отчетность система социальной защиты будет получать информацию о доходах и положении семьи с интервалом во времени — минимум от трех до пяти месяцев. Как показала практика прошлых лет, при ежеквартальной отчетности информация о реальном состоянии доходов человека становится известной через 50 дней после окончания квартала. Это делает невозможным оперативное предоставление социальной поддержки людям, которые в ней действительно нуждаются», — указано в документе.
Но у этого законопроекта есть ряд существенных недостатков. В частности, Главное научно-экспертное управление Аппарата Верховной Рады Украины указывает на отсутствие завершенных механизмов реализации и нарушение правил нормотворческой техники: в Налоговый кодекс Украины пытаются внести изменения, объединив их с изменениями в другой закон, что противоречит статье 2 этого кодекса.
К тому же у проекта всего один инициатор — глава комитета по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов Галина Третьякова. Это, вероятнее всего, определяет и подход, с которого сформулировано законодательное предложение.
Что же в итоге?
Цель обоих законопроектов — упростить административное регулирование. При этом №13108 более простой в реализации, имеет широкую поддержку и положительное заключение Главного научно-экспертного управления, что значительно повышает шансы на его принятие.
Проект закона №13108-1, несмотря на благие намерения, выглядит как сложная для имплементации модель, которая не только не уменьшит нагрузку, но и потенциально увеличит путаницу в налоговом регулировании.
В ситуации, когда малый и средний бизнес испытывает значительное давление из-за войны, законодательные инициативы должны быть не только декларативно благоприятными, но и технически реализуемыми, простыми и однозначными. С учетом этого парламенту следует выбрать модель, которая меньше всего усложняет жизнь налогоплательщикам и вместе с тем не создает дополнительные риски для государственных институтов.
Постоянные изменения налогового законодательства вместо стабильности подрывают доверие бизнеса. Поэтому между двумя законопроектами очевидное преимущество на стороне №13108, предлагающего простое решение — возврат к квартальной отчетности для всех. Но тогда не совсем понятен предыдущий переход к ежемесячной отчетности. Это в очередной раз заставляет задуматься об общей эффективности изменений в налоговом законодательстве Украины.