Несмотря на громкие заявления о намерении быстро завершить войну между Россией и Украиной, президент США Дональд Трамп не только не приблизился к миру, но способствует ее продолжению. В политике американской администрации, которая действует непоследовательно и фактически идет на уступки Кремлю, есть серьезные просчеты.
Такое мнение в статье The Telegraph высказала журналистка Лиза Хаселдайн.
В ходе предвыборной кампании Трамп обещал завершить войну в Украине "за 24 часа". Однако почти через три месяца после возвращения в Белый дом таких сдвигов не произошло. В марте представители его администрации заявили об оптимизме по достижению перемирия в течение нескольких недель. Белый дом даже рассматривал возможность заключения соглашения до 20 апреля, когда будут праздновать Пасху – символическую дату, которая в этом году совпала в западной и восточной христианской традиции. Это могло бы стать значимым достижением для Трампа, стремящегося получить Нобелевскую премию мира.
Однако в канун Пасхи стало очевидно, что ожидания не оправдались. Россия начала новое наступление на севере Украины, сосредоточив более 67 тысяч военных вблизи Сумской области. По сообщениям, в результате ракетных ударов на выходных по областному центру погибли минимум 34 человека. Глава Кремля Владимир Путин не продемонстрировал готовность к компромиссу, продолжая настаивать на условиях, которые Украина считает неприемлемыми – среди них демилитаризация страны, юридическое признание оккупированных территорий российскими и отказ от вступления в НАТО.
Администрация Трампа заявляла о достижении частичного прекращения огня на энергетических объектах, однако, по словам украинской стороны, оно было нарушено почти сразу. Между тем, спецпредставитель президента США на Ближнем Востоке Стив Виткофф вернулся со встречи с Путиным в Санкт-Петербурге без видимых результатов. Несмотря на это, Трамп в своем обращении в соцсети Truth Social призвал Россию "двигаться к соглашению" и заявил, что переговоры "идут хорошо", хотя признал: "Есть момент, когда вы просто должны либо смириться, либо замолчать ".
Журналистка указывает на все более очевидную тенденцию: президент США, похоже, больше сосредоточен на достижении любой договоренности, чем на ее содержании или последствиях для Украины. Показательным стало заявление посла Трампа в Украине Кита Келлога, предположившего, что страну можно было бы разделить "почти как Берлин после Второй мировой войны". Согласно этой концепции, контроль над западной частью должны осуществлять Великобритания и Франция (без участия США), а Россия получила бы контроль над восточными территориями. Между сторонами могла быть создана 18-мильная демилитаризованная зона.
Хаселдайн обращает внимание, что такой подход фактически означает признание российского контроля над оккупированными территориями Луганской, Донецкой, Запорожской и Херсонской областей. Это отвечает предложениям, которые выражали и другие союзники Трампа. В частности, министр обороны Пит Геггет в феврале заявил, что вступление Украины в НАТО является "нереалистическим", а Виткофф на прошлой неделе рекомендовал отдать Путину четыре украинских региона как "скорейший путь к завершению войны".
По мнению журналистки, если это и есть стратегия команды Трампа – продемонстрировать уступчивость, чтобы склонить Путина к переговорам, – она вряд ли сработает. Вместо ослабления позиций это лишь может усилить аппетиты Кремля. Путин, а не Украина или США, сейчас находится в более выгодном положении на поле боя, утверждает автор.
"Или это морковка, которой команда Трампа надеется размахивать перед Путиным, чтобы заманить его за стол переговоров? Если да, то они вряд ли сработают: демонстрируя свои лучшие переговорные карты еще до начала переговоров, вы вряд ли получите какие-то уступки от оппонента. Для человека, который гордится тем, что якобы в совершенстве владеет "искусством заключения сделок", это странная ошибка Трампа.
Команда Трампа, скорее всего, подталкивает Путина к тому, чтобы увидеть, что он еще может из них выжать. Война в Украине все еще развивается в пользу РФ, которая, в отличие от Украины и США, находится в позиции силы", – отмечает Хаселдайн.
В то же время, по некоторым данным, Трамп рассматривает возможность введения санкций против так называемого "теневого" российского флота – нефтяных танкеров, обеспечивающих значительную часть прибылей для финансирования вторжения. Однако, как пишет Хаселдайн, непонятно, решится ли он на такой шаг, если это еще больше усложнит дипломатические усилия.
Украина сохраняет инициативу в Черном море. Однако Трамп готов отдать эту "карту" Путину.
Какие риски несет для Украины перемирие в Черном море? Чего требует Россия за прекращение огня?
Об этом в статье "Киев имеет козырь в переговорах с Россией. Однако Трамп может нас его лишить" пишет обозреватель Владимир Кравченко.