Израиль планировал нанести удары по ядерным объектам Ирана уже в следующем месяце, но в последние недели президент США Дональд Трамп отказался от этой идеи в пользу переговоров с Тегераном об ограничении иранской ядерной программы, сообщает NYT, ссылаясь на источники.
Трамп принял свое решение после месяцев внутренних дебатов относительно того, стоит ли продолжать дипломатию, или поддержать Израиль в попытке помешать Ирану создать ядерное оружие, в то время, когда Тегеран ослаблен военно и экономически.
Эти дебаты подчеркнули линии разлома между американскими чиновниками-сторонниками жесткой линии и другими советниками Трампа, которые скептически относятся к тому, что военная атака на Иран может подорвать ядерные амбиции Тегерана и предотвратить большую войну. Сейчас результат этих дискуссий — приблизительный консенсус против военных действий, пока Иран сигнализирует о готовности к переговорам.
Израильские официальные лица разработали планы ударов по иранским ядерным объектам, которые могли быть осуществлены уже в мае. Израиль был оптимистично настроен получить одобрение со стороны США. Цель ударов – отсрочить возможности Тегерана разработать ядерное оружие на год или больше.
В то же время, реализация практически любых подобных идей требовала бы помощи со стороны Вашингтона не только для защиты Израиля от иранского возмездия, но и для успеха атаки, что сделало бы Штаты центральной частью операции.
Израиль давно планировал атаковать иранские ядерные объекты, оценивая, какой вред может нанести Тегерану с помощью США или без. Поддержка таких ударов в израильском правительстве возросла после того, как в прошлом году Иран потерпел ряд неудач. Во время атак на Израиль большинство иранских баллистических ракет не смогли пробить американскую и израильскую оборону. "Хезболла" — союзник Ирана, понесла серьезные потери вследствие военной кампании Израиля. Тем временем падение режима диктатора Башара Асада в Сирии перекрыло основной маршрут контрабанды оружия из Ирана.
Некоторые американские официальные лица, по крайней мере, первоначально, были более открыты к планам Израиля. Глава Центрального командования вооруженных сил США генерал Майкл Курилла, и советник Трампа по национальной безопасности Майкл Уолц обсуждали, как Штаты могли бы потенциально поддержать израильскую атаку, если бы Трамп одобрил этот план. Но вскоре в администрации США некоторые чиновники начали скептически относиться к такой идее.
На встрече в этом месяце глава Национальной разведки США Тулси Габбард представила новую оценку разведки, согласно которой наращивание американских вооружений в регионе потенциально может спровоцировать более широкий конфликт с Ираном, чего бы Штаты не хотели.
На разных встречах ряд официальных лиц поддержали обеспокоенность Габбард. Глава аппарата Белого дома Сьюзи Уайлз, министр обороны Пит Хегсет и вице-президент США Джей Ди Вэнс выражали сомнения касательно ударов. Даже Уолц был скептически настроен по поводу того, что план Израиля может быть успешен без существенной американской помощи.
В команде Трампа также продолжаются активные дебаты о том, какое соглашение с Ираном будет приемлемым. Администрация США отправляет смешанные сигналы о том, какого именно соглашения она хочет, и какими будут последствия для Ирана, если дипломатия провалится.
Таким образом, Трамп, несмотря на регулярные угрозы в адрес Тегерана, пока выбрал дипломатию, а не военные действия. В прошлую субботу, 12 апреля, США и Иран провели переговоры в Омане, которые обе страны охарактеризовали как "положительные и конструктивные". Второй раунд переговоров намечен на субботу, 19 апреля, и, скорее всего, состоится в Риме.
Возможно ли новое ядерное соглашение или все закончится боевыми действиями, в статьях "Разбомбит Трамп Иран "ко всем чертям"?" и "Приведут ли переговоры США и Ирана к выгодному Украине результату?" прогнозировал Вячеслав Лихачев.