"Не хочешь в ТЦК — плати": полицейские в Киевской области попали в громкий скандал, что известно
"Не хочешь в ТЦК — плати": полицейские в Киевской области попали в громкий скандал, что известно

"Не хочешь в ТЦК — плати": полицейские в Киевской области попали в громкий скандал, что известно

В полиции сообщили, что начали служебную проверку и проинформировали ДБР о возможном факте вымогательства

Не заплатишь взятку, попадешь в ТЦК – к таким "коммерческим предложениям" прибегали правоохранители в Киевской области. По крайней мере, один факт вроде бы нашел подтверждение – история получила огласку после свидетельств действующего военного, который не согласился нарушать закон и на данный момент защищает страну на фронте. Собственно из-за публикации его истории мобилизации силовые ведомства были вынуждены реагировать.

Примечательно, что в полиции ситуацию комментируют неохотно. Впрочем, изданию "Телеграф" удалось узнать подробности незаконной схемы заработка правоохранителей на чувствительной теме мобилизации.

На раздумья давали 15 минут

О ситуации в Вишневом стало известно благодаря посту на Facebook командира роты ударных беспилотных авиационных комплексов 46-й аэромобильной бригады Сергея Лукашова (первый пост, кстати, соцсеть удалила). Он подробно рассказал, как бойца, который сейчас находится у него в подчинении, склоняли к взятке во избежание поездки в ТЦК и соответственно мобилизации.

- На блокпосте на выезде из Вишневого в сторону Теремков меня остановили в конце января и ошеломили, что я нахожусь в розыске уже несколько месяцев, — рассказал "Телеграфу" 28-летний Алексей — житель Киевской области. – Я обновлял учетные данные через Резерв+, потому что из-за работы не успевал попасть в территориальный центр комплектования. Был уверен, что этого достаточно. За две недели до этого у меня уже проверяли документы на блокпосте, тогда вопросов ко мне не возникло. На этот раз вышло иначе — полицейские вызвали наряд, которым должен был доставить меня в ТЦК. Я предлагал добраться на своем автомобиле в сопровождении, но мне не разрешили.

Только через час на блокпост приехала группа, которая забрала меня и повезла в ТЦК на улице Михаила Котельникова в Киеве. Еще в пути они намекали на возможность "решить вопрос". Когда до пункта назначения оставалось метров 500, они остановились и предложили выйти покурить. На улице полицейские мне прямо сказали: "Первый вариант: 20 тысяч, мы тебя везем в ТЦК, тебе выписывают повестку и выпускают. Второй: 50 тысяч и мы тебя не видели. Рапорт мы сами напишем, все сделаем". Я ради любопытства (ибо денег не было, да и платить не собирался) ответил: "Давайте первый". Они меня довезли в ТЦК, заполнили там какие-то бумаги и пропали.

Собеседник добавляет, что когда он перестал выходить на связь, его пыталась разыскать жена – она приезжала в терцентр комплектования, в котором он тогда находился. Женщину вроде бы заверили, что ее мужа в здании ТЦК на тот момент не было.

– На следующее утро меня отвезли на военно-врачебную комиссию (ВЛК), я ее прошел и все – отправили на Десну (неофициальное название 169-го учебного центра имени князя Ярослава Мудрого, расположенного в поселке Черниговской области с одноименным названием – Авт.), – говорит Алексей. – Уж там мне отдали телефон и я смог позвонить жене. Она рассказала, что оставляла свои контакты в ТЦК, и ей пришли сообщения с предложением заплатить за меня 20 тыс. гривен. В таком случае ей обещали в течение часа меня отпустить. На раздумья давали 15 минут. На просьбу дать возможность поговорить со мной, ответили, что думать не о чем, потому что на следующий день будет уже поздно.

Алексей добавляет, что супруга такое предложение тоже отклонила. После прохождения базовой общевойсковой подготовки мужчина отправился служить в роту под руководством Сергея Лукашова. Последний подчеркнул, что он поддерживает мобилизацию как таковую, но считает недопустимым в разгар войны организовывать подобные противоправные схемы.

– Все должно быть по закону, – подчеркнул Сергей. – Есть у тебя обязанность идти служить, идешь служишь. Я сам 27 лет проработал в милиции, затем в Национальной полиции Украины и присоединился к армии в 2022 году, начинал как простой солдат. Я не понимаю, почему правоохранители разрешают себе сидеть в тылу и пытаться зарабатывать на людях. Такими действиями они подрывают боеспособность нашей страны. Надеюсь, на должную реакцию на эту позорную ситуацию со взяточничеством во время мобилизационных мероприятий.

Начата служебная проверка

Публично на серьезные обвинения со стороны военнослужащих ни в Национальной полиции Украины, ни в областной полиции, ни в ДБР не отреагировали. В свою очередь "Телеграф" получил ответ от Департамента внутренней безопасности Нацпола, который как раз отвечает за "чистоту" в рядах и должен принимать меры в случаях дискредитации ведомства.

В документе отмечено, что по фактам, изложенным Сергеем Лукашовым в посте в соцсетях, материалы для проверки направили в Территориальное управление Государственного бюро расследований в г. Киеве. В частности, "для принятия решения в порядке ст. 214 УПК Украины". Эта статья регламентирует начало досудебного расследования, в том числе такую норму: "следователь, дознаватель, прокурор не позднее 24 часов после подачи заявления, уведомление о совершенном уголовном правонарушении или после самостоятельного выявления им из любого источника обстоятельств, которые могут свидетельствовать о совершении уголовного правонарушения, обязан внести соответствующие сведения в Единый реестр досудебных расследований". Проще говоря, полиция направила данные в ДБР и там должны начать расследование. Однако отреагировало ли ДБР на громкую историю — пока не понятно.

В Департаменте внутренней безопасности Нацполиции также уточнили, что номер карты, на который требовали переводить средства у жены военного, и который был указан в посту, принадлежит несовершеннолетнему лицу. Но есть ли какая-либо связь владельца карточки с событиями на блокпосте, а также причастны ли к ним отдельные полицейские, и главное — будут ли они за это отстранены от исполнения служебных обязанностей, "может быть решено только в рамках проведения служебного расследования и в рамках уголовного производства".

Служебное расследование еще 11 апреля – на следующий день после отправки запроса "Телеграфа" – инициировал Департамент внутренней безопасности НПУ. А будет ли по данным фактам открыто уголовное производство, должно решить ДБР. Запрос в Бюро наше издание направило, но фактически получило отписку. По существу описанной истории ведомство ответа не предоставило, равно как и не сообщило о том, фиксировались ли другие случаи поборов с военнообязанных на блокпостах, ведь "в ДБР не ведется учет вопросов, изложенных в запросе на информацию".

В своем ответе департамент ВБ Нацполиции также фактически уклонился от ответа относительно того, фиксировались ли еще случаи вымогательства денег полицейскими у граждан, находящихся в розыске, и насколько массовые такие ситуации. Следует заметить, что реализация подобной схемы, очевидно, нуждалась в привлечении дополнительных людей. Однако все обстоятельства должны установить следователи.

На официальных сайтах силовых ведомств можно найти единичные упоминания о случаях, когда на блокпостах военнообязанных мужчин пытались "обилетить". Правда, к таким злоупотреблениям не всегда причастны правоохранители. Например, в ноябре прошлого года ДБР сообщало, что в Одесской области работники местного ТЦК и СП на блокпостах останавливали мужчин, проверяли документы и грозились мобилизовать. Но сразу же предлагали, как можно избежать визита в терцентр и даже обещали оказать содействие в оформлении отсрочки. Свои услуги стражи порядка оценили в 4,5 тысячи долларов. Но вместо заработка оказались под следствием.

 

Источник материала
loader
loader