/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F8%2F7355dcf99fa3295542f22bca6f9c56cc.jpg)
Кастрированный конкурс. Известного фотографа разочаровал World Press Photo
Украинский фотокорреспондент, кавалер ордена «За заслуги» II и III степеней Ефрем Лукацкий поделился, как и почему его разочаровал конкурс World Press Photo. Упрекнул за постановку и эмоциональную манипуляцию.
Об этом он пишет в Facebook.
«Сорок лет назад я начал собирать каталоги World Press Photo. Для меня это было нечто большее, чем просто фотография - это были фрагменты истории, зафиксированные глазами самых смелых», - делится Лукацкий.
Он вспоминает, как мечтал попасть на выставку WPP, вдохновлялся именами победителей, которые снимали под пулями, в зонах катастроф и во время революций, когда даже малейшая фальшь или постановка означала дисквалификацию.
«Это была настоящая документалистика - честная, жесткая, важная. Но что-то изменилось. И изменилось кардинально, - признает фотограф: - Я смотрю на победителей последних лет и не узнаю конкурса, который когда-то вдохновлял меня на профессию. Это - лучшие кадры года? Где риск? Где мужество? Где правда?».
По его мнению, теперь все проще: «Можно не быть на передовой. Можно поставить кадр, добавить текст, создать нужный нарратив. И победить. Photoshop, цветные фильтры, драматические эффекты - все разрешено. «Я так вижу», - говорят авторы. Но это уже не документальное фото. Не то, во что мы верили».
Он отмечает, что даже полномасштабная война в Украине не стала центральной темой для конкурса.
«Скажете, не было достойных работ? Как фоторедактор, я вижу их каждый день. Они болят. Они правдивы. Они сильные. Но их не выбирают. В 2023 году, в номинантах, из Украины было всего несколько кадров. Один - о затопленном Херсоне. Слабый. Мы видели более мощные. Другой - уже и не вспомню (прости автор) Хотя были фото из Бахмута, где каждый кадр - как крик, но только не для конкурса», - рассказывает Лукацкий.
Он вспоминает о нынешнем победном фото этого года: «В этом году снова побеждает фото из Газы. Да, трагедия. Но снова - постановка. Уже второй раз подряд. И снова - без настоящей драмы, без риска. Побеждают не репортажи, а картинки. Не документ, а стиль. Не факт, а эмоциональная манипуляция».
В то же время уже три года подряд нет ни одного снимка, который показывал бы украинского воина, защищающего свой дом:
«Первое фото - и то не украинец, а раненый «солдат ДНР» в стабпункте Бахмута. И снова - постановка... Это выглядит как фальшь. И эта фальшь подкрепляет опасную идею: что в Украине - гражданская война. Но это не так. Нет солдат «ДНР». Есть российская армия. Есть оккупация. Второе фото - девочка на кровати. И снова - как съемка для брошюры. Постановка. И это - выбор из сотен реальных, болезненных, настоящих снимков?».
Фотокорреспондент вспоминает, что видел кадры для того World Press Photo, которое он когда-то любил: «Которое сделало меня тем, кем я есть. Но не для этого - кастрированного, постановочного, подстроенного конкурса, называющего себя главной платформой документальной фотографии».
