В Вашингтоне сейчас практически не ведется серьезных обсуждений нового пакета военной помощи Украине. Как сообщает The New York Times со ссылкой на американских законодателей, поддерживающих Киев, этот вопрос пока отложен до момента полного исчерпания действующей поддержки, оказанной еще администрацией Джо Байдена.
В то же время, в Европе отмечают, что Соединенные Штаты до сих пор не подтвердили намерения продолжить масштабный обмен разведданными с Украиной. Именно такое сотрудничество является ключевым для осуществления точечных ударов по российским военным объектам и инфраструктуре.
В политических кругах США все чаще обсуждают не столько новые обязательства перед Украиной, сколько потенциальные выгоды Вашингтону. После перепалки в Овальном кабинете обе стороны начали пересмотр соглашения об американских инвестициях в Украину, в том числе о доступе к месторождениям полезных ископаемых, включая редкоземельные. Переписка документа длилась почти полтора месяца, ведь первоначальную версию так и не подписали.
На этой неделе президент США Дональд Трамп и министр финансов Скотт Бессент заявили о готовности подписать обновленную версию соглашения уже в следующий четверг.
Однако, по данным источников, настоящим стратегическим приоритетом Трампа есть договоренность с Россией. Для этого, по мнению его окружения, необходимо сначала "закрыть" украинский вопрос – путем прекращения огня или полного вывода темы из повестки дня.
В ряде недавних интервью, в частности, в разговоре с журналистом Такером Карлсоном, специальный представитель Трампа Стив Виткофф озвучил видение будущих отношений США с Россией, предусматривающее фактическую нормализацию. Отвечая на вопрос об амбициях главы Кремля Владимира Путина в отношении Украины и бывших советских республик, Виткофф убежден, что Москва не намерена захватывать эти территории.
"Зачем им поглощать Украину? Это было бы как оккупировать Газу", – сказал он. Такое сравнение вызвало удивление среди европейских чиновников, ведь сам Путин неоднократно публично заявлял о своем стремлении вернуть Украину, ссылаясь на историческое наследие имперской России.
За последние два десятилетия Россия вторглась в Грузию, оккупировала Крым и часть Донецкой и Луганской областей, а также вопреки предварительным заявлениям начала полномасштабное вторжение в Украину в 2022 году.
После последних заявлений Трампа и госсекретаря Марко Рубио в США возникает ключевой вопрос: планируют ли Соединенные Штаты передать всю ответственность за оборону Украины самой Украине и ее европейским партнерам, в то время как Трамп будет пытаться сблизиться с Москвой, указывают журналисты.
Эксперты скептически оценивают перспективы такого курса. В частности, сомнения вызывает готовность Кремля к смене стратегических ориентиров. Путин активно поддерживает сотрудничество с Китаем, Ираном и Северной Кореей – государствами, оказывающими России технологии, беспилотники и военную помощь.
Даже если попытки Трампа наладить контакт с Путиным приведут к временному потеплению, глубинное недоверие Кремля к Западу оставляет мало шансов на настоящее примирение. Путин не может быть уверен, что Трамп сможет убедить европейских лидеров возобновить диалог с Москвой. обернуться очередным политическим разворотом на 180 градусов", – отметил директор Carnegie Russia Eurasia Center Александр Габуев в статье для Foreign Affairs.
В то же время, как пишет The Guardian, команда Трампа демонстрирует недостаток дипломатического опыта и стратегического терпения, уже сейчас намекая на возможность выхода США из мирного процесса в отношении Украины.
Военная помощь Украине от Соединенных Штатов может полностью остановиться. Корреспондент ZN.UA пообщался с представителями украинских силовых структур и попытался определить: в чем американская помощь Украине незаменима, а в чем ее можно заменить и как.
Больше – в статье "Шаткий путь самостоятельности: чего ожидать Украине в случае остановки военной помощи от США" писал Виталий Кононученко.