Кто станет новым Папой: госсекретарь Ватикана, «азиатский Франциск» или «темная лошадка»
Кто станет новым Папой: госсекретарь Ватикана, «азиатский Франциск» или «темная лошадка»

Кто станет новым Папой: госсекретарь Ватикана, «азиатский Франциск» или «темная лошадка»

Папа Франциск, занимавший пост главы Римско-католической церкви с 2013 года, скончался 21 апреля 2025 года в возрасте 88 лет. Его смерть, о которой официально объявил Ватикан, открывает период Sede Vacante (вакантный престол), в течение которого коллегия кардиналов соберется на конклав для избрания нового понтифика. Теоретически, Папой может стать любой католик мужского пола, но на практике выбор почти всегда падает на одного из 138 кардиналов. Коротко про – о том, кто сможет уже через месяц надеть папскую тиару и кольцо святого Петра, оно же "Кольцо рыбака".

Собрание кардиналов после отречения или смерти Папы - конклав - созывается не ранее 15 и не позднее 20 дней после смерти Папы. В него входят кардиналы-выборщики младше 80 лет. Чтобы быть избранным, будущему Папе необходимо заручиться 2/3 голосов плюс один. Сейчас в коллегии кардиналов 253 члена, но только 138 из них имеют право голоса на конклаве.

Выбор нового Папы будет зависеть от разных факторов: от возраста и происхождения до ориентации (либеральной или консервативной) и т.д. Но популярность того или иного кардинала, отношение паствы и другие способствующие его избранию мотивы, как показала жизнь, мало что значат. В данном случае, как никогда, уместно будет сказать «На все воля Божья».

Пьетро Паролин

Пока условная пальма первенства - у государственного секретаря Ватикана с 2013 года кардинала Пьетро Паролина. Он второе лицо в Римско-католической церкви после Папы, известен как опытный дипломат. Его работа включает переговоры с такими странами, как Китай, Вьетнам, Израиль и КНДР, а еще Паролин участвовал в международных соглашениях, например, по нераспространению ядерного оружия, и активно представлял Ватикан в качестве миротворца в международных конфликтах – включая российско-украинскую войну и палестино-израильские переговоры.

Репутация у Паролина незапятнана, он считается достаточно молодым (ему 70 лет), имеет итальянское происхождение. Довольно активен – участвовал в управлении Ватиканом во время болезни Папы Франциска. По ориентации кардинал Паролин ближе к реформаторам, чем к консерваторам, что и вызывает недовольство последних.

Пьетро Паролин. Фото: wikipedia.org

Маттео Дзуппи

Маттео Дзуппи, архиепископ Болоньи и президент Итальянской епископской конференции, также имеет большие шансы победить на конклаве. Он известен в мире как посланник Франциска по мирным переговорам в российско-украинской войне, побывав в миротворческих миссиях в Киеве и в Москве два года назад, а также способствовал возвращению украинских детей из России. Ватиканские инсайдеры отмечают, что Дзуппи воспринимается как продолжатель реформ Франциска, включая акцент на бедных, мигрантов и межрелигиозный диалог.

Однако Дзуппи проигрывает Паролину по опыту административной работы, поскольку сосредоточен на пастырской деятельности. Он - умеренный либерал, который поддерживает прогрессивные инициативы Франциска, включая, например, диалог с ЛГБТ-сообществом. Естественно, консерваторы от этого не в восторге, и поэтому в их фаворитах – другие люди.

Маттео Дзуппи. Фото: wikipedia.org

Питер Эрдьо

Архиепископ Эстергома-Будапешта, представитель Венгрии, 72 года, Питер Эрдьо - консерватор, известный своей приверженностью традиционным доктринам, включая нерасторжимость брака. Эрдьо обладает значительным влиянием в европейских церковных кругах и опытом управления крупной епархией. Его критиковали за жесткую позицию по вопросам причастия для разведенных и повторно вступивших в брак католиков. Также он открыто высказывался о своем несогласии с приемом беженцев в Европе, заявляя, что это равносильно торговле людьми.

Но благодаря своей репутации и европейскому происхождению он может стать ключевой фигурой для кардиналов, желающих вернуть папство в Европу после аргентинца Франциска. Впрочем, его очень консервативные взгляды уже отталкивают кардиналов-либералов из коллегии конклава.

Питер Эрдьо. Фото: wikipedia.org

Луис Антонио Тагле

67-летний Тагле, бывший архиепископ Манилы, известен как «азиатский Франциск» из-за своей харизмы и популярности у паствы. Не нравится консерваторам, но вполне подходит реформаторам церкви. Тагле активно выступает за реформы и диалог с другими религиями. Шансы высокие благодаря молодости и азиатскому происхождению. Некоторые консерваторы могут считать его слишком либеральным. Тагле критикует отношение Церкви к представителям ЛГБТ, а также к разведенным и повторно вступившим в брак католикам. Если Тагле выберут, он станет первым Папой из Азии.

Луис Антонио Тагле. Фото: wikipedia.org

Питер Кодво Аппиа Тарксон

Канцлер Папских академий наук, бывший председатель Папского совета по справедливости и миру. Родом из Ганы (Африка). Его называют довольно харизматичным лидером, умеренным во взглядах. Его африканское происхождение может сделать его Папой-символом некоего исторического сдвига, так как Папы из Африки еще не избирались. Препятствием на пути к папскому престолу считается и возраст Тарксона (76 лет), и конкуренция с еврокандидатами.

Его кандидатура рассматривалась в 2013 году в числе papabile (наиболее вероятных кандидатов), однако тогда кардиналы не рискнули настолько либерализировать церковь, избрав африканского Папу. Впрочем, записи Церкви подтверждают, что в истории католической церкви потенциально было три чернокожих Папы: Папа Виктор I (189–199 гг.), Папа Мильтиад (311–314 гг.) и Папа Геласий I (492–496 гг.)

Питер Кодво Аппиа Тарксон. Фото: cbcgha.org

Из истории вопроса

Папа Франциск неожиданно выиграл у итальянских кардиналов

В 2013 году, когда после отречения Папы Бенедикта XVI Святой престол занял Хорхе Марио Бергольо, известный под именем Папы Франциска, его шансы до избрания не превышали 10-15%. Он не был явным фаворитом среди papabile. К тому же церковь сотрясали коррупционные скандалы в Ватиканском банке, утечка документов («Ватиликс») и другие проблемы, которые должен был решать новый Папа вкупе со своими другими обязанностями.

На конклаве тогда участвовали кардиналы с гораздо большими шансами на успех, например, архиепископ Милана Анджело Скола, канадец Марк Уэлле и архиепископ бразильского Сан-Паулу Одило Шерер. Они были достаточно молодыми – 60-70 лет, чтобы возглавить католическую церковь на долгий срок, и были родом из Европы. Самая высокая вероятность избрания была у Сколы, которого поддерживали все 28 итальянских кардиналов конклава, а Уэлле считался компромиссной фигурой для консерваторов и реформаторов церкви.

Архиепископ Буэнос-Айреса Хорхе Марио Бергольо был из списков «второго эшелона» претендентов. Но именно представитель Латинской Америки, будущий Папа Франциск, стал компромиссным вариантом для всех. Неевропейский папа рассматривался как символ глобализации церкви, призывавший ее быть ближе к пастве.

На голосовании конклава в 2013 году в первом туре Анджело Скола получил наибольшее число голосов, но не достиг необходимых двух третей (77 из 115). Неожиданно значительную поддержку набрал Бергольо – понятно, что среди неевропейских кардиналов и реформаторов. На следующий день голоса Сколы начали уходить Бергольо и другим кандидатам, и, наконец, в пятом туре Хорхе Марио Бергольо получил более 77 голосов и был избран. Вот так нефаворит папской избирательной кампании взошел на престол под именем Папы Франциска.

Источник материала
loader
loader