В ВРУ зарегистрировали очередной законопроект о местных госадминистрациях вместо похороненного 4298
В ВРУ зарегистрировали очередной законопроект о местных госадминистрациях вместо похороненного 4298

В ВРУ зарегистрировали очередной законопроект о местных госадминистрациях вместо похороненного 4298

В ВРУ зарегистрировали очередной законопроект о местных госадминистрациях вместо похороненного 4298

Но альтернативный №13150-2 очень похож на базовый законопроект, не поддерживающий АГУ.

В Верховной Раде сегодня зарегистрировали законопроект №13150-2 «О внесении изменений в Закон Украины «О местных государственных администрациях» и некоторых других законодательных актов Украины по обеспечению законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления». Авторами документа выступили члены фракций «Голос» и «Слуга народа», а также внефракционные депутаты.

Отметим, что после отложения профильным комитетом рассмотрения законопроекта №4298, который имел много недостатков, но создавал правовые основания для функционирования местных государственных администраций префектурного типа, в «пожарном» порядке в парламенте зарегистрировали еще три альтернативы — законопроект «слуги народа» Павла Фролова №130 №13150-1.

Первая версия базового документа №4298 экспертная группа наработала еще в 2020 году. Но проект при принятии в первом чтении застрял в парламенте. При подготовке законопроекта к голосованию в целом документ неоднократно переписывался. Из документа исчезали нормы о статусе госслужащих для глав местных госадминистраций, а процедуру их назначения исказили. В частности, весь этот процесс фактически был подчинен напрямую президенту. Ассоциация городов Украины выступила против этого законопроекта, отказавшись от дальнейшей дискуссии по его доработке. Поэтому комитет законопроект отложил и началась гонка сокращенных версий, чтобы реализовать план вступления в ЕС, где Украина обязалась ввести надзор за ОМС.

Как указывают в пояснительной записке авторы документа №13150-2  два предыдущих его тезка «предлагают неоправданное и непропорциональное усиление роли областных государственных администраций в процессе обеспечения законности в деятельности местного самоуправления». Кроме того, они нивелируют участие в местном самоуправлении районных госадминистраций, а также предусматривают отношения контроля между органами по обеспечению законности и органами местного самоуправления.

«Ключевым вызовом обоих законопроектов является то, что они не учитывают замечаний большого количества органов местного самоуправления, а также ассоциаций ОМС относительно необходимости разграничения полномочий между местными государственными администрациями и отказа от широких отраслевых полномочий у местных государственных администраций», – говорится в пояснительной записке к законопроекту №13150-2.

Согласно законопроекту №13150-2, деятельность местных госадминистраций должен направлять и координировать Кабмин, ему же они будут подотчетны и подконтрольны. Областные госадминистрации также подконтрольны правительству, а районные – Кабмину и государственным администрациям. В то же время, областные и районные государственные администрации подотчетны, подконтрольны и ответственны перед областными и районными радами в части реализации полномочий, делегированных соответствующей радой по закону.

Главы местных госадминистраций и их заместители должны быть государственными служащими. А состав местной госадминистрации должен формировать ее глава.

Предлагается, чтобы глав местных государственных администраций назначал президент по представлению Кабмина на три года. Конкурс на занятие этой должности должна проводить Единая комиссия по формированию руководящего состава местных государственных администраций, которая образуется правительством в соответствии с законодательством о государственной службе.

Увольнять главу местной госадминистрации также предлагается президенту по представлению Кабмина. В законопроекте также прописаны причины прекращения полномочий главы местной госадминистрации.

Пока неизвестно, есть ли в профильном комитете консенсус по этой инициативе, будут ли голоса в зале и готова ли АГУ как ключевой игрок от ОМС включиться в процесс обсуждения этого документа. Потому что ранее правлением АГУ было принято решение о законопроекте реестр. №13150 «о направлении ряда обращений для изъятия из проекта предложенных в нем изменений к статьям 59-2 и 76 в Законе Украины «О местном самоуправлении в Украине» и продолжении работы над ним и альтернативной рабочей группой, созданной Правлением Ассоциации городов Украины по законопроекту, реестр. №4298».

Отметим, что еще раньше народный депутат Украины от фракции «Слуга народа» Павел Фролов инициировал альтернативный законопроект №13124 о внесении изменений в Закон Украины «О местных государственных администрациях» и некоторые другие законодательные акты Украины о реформировании территориальной организации исполнительной власти в Украине. Этот законопроект публично поддержала Ассоциация городов Украины. Однако, по словам главы Центра политико-правовых реформ (ЦППР) Игоря Колиушко, этот проект закона также был попыткой отвлечь внимание и часть голосов от законопроекта №4298.

В целом, как отметил входивший в рабочую группу по разработке законопроекта №4298 Игорь Колиушко, надзор за ОМС нужно вводить немедленно. Ведь они не всегда соблюдают закон.

Детальнее о фактической остановке реформы децентрализации и важности законопроекта №4298 для ее восстановления, читайте в интервью Игоря Колиушко, с которым для ZN.UA поговорила Инна Ведерникова.

Источник материала
loader
loader