Власти пытаются ослабить институт уполномоченного по защите государственного языка – заявление общественности
Власти пытаются ослабить институт уполномоченного по защите государственного языка – заявление общественности

Власти пытаются ослабить институт уполномоченного по защите государственного языка – заявление общественности

Власти пытаются ослабить институт уполномоченного по защите государственного языка – заявление общественности

Общественные организации выступили против кандидатов на должность языкового омбудсмена.

В начале июля истекает пятилетняя каденция уполномоченного по защите государственного языка Тараса Кременя. Список кандидатов в Кабинет министров уполномоченные лица уже подали, но тайком от общественности говорится в совместном заявлении ряда общественных организаций, опубликованном на Портале языковой политики. Подписанты отмечают, что пригодность большинства кандидатов для выполнения функций языкового омбудсмена вызывает сомнения.

«Ровно 6 лет назад – 25 апреля 2019 года – принят Закон «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного». В течение шести лет этот, без преувеличения, исторический законодательный акт сыграл важнейшую роль в росте гражданского сознания и национального единства украинского народа, защите права украинцев на родной язык, обеспечил необратимость возвращения украинскому языку должного места во всех сферах общественной жизни. Одним из ключевых инструментов реализации этих задач является Уполномоченный по защите государственного языка – институт, который ненавидят российские агрессоры и адепты «русского мира» и, к которому обращаются за защитой права на язык тысячи украинских граждан», – говорится в заявлении.

Подписавшиеся отметили, что сначала власти попытались сделать этот институт декоративным и недейственным, но эти планы провалились. И после неудачных попыток на должность уполномоченного по правам человека был назначен Тарас Кремень.

«Уполномоченный и его команда наладили системную работу по защите и усилению языкового законодательства, профилактике и контролю за нарушениями языковых прав украинцев, повышению роли украинского языка в Украине и за ее пределами», – указали подписанты.

В заявлении отметили, что 8 июля 2025 года идет пятилетняя каденция уполномоченного. Согласно статье 50 закона о государственном языке, главы Минюста и Минкульта, а также уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека за три месяца до этой даты должны были внести правительству кандидатуру для назначения нового языкового омбудсмена.

«Как нам стало известно, эти должностные лица кулуарно, втайне от общественности, подали в Кабинет министров кандидатуры, пригодность большинства из которых к выполнению на должном уровне функций Уполномоченного по защите государственного языка вызывает серьезное сомнение. Речь идет о работниках академических институтов – специалистах в области фольклора и этнографии. Мы специально не озвучиваем фамилии этих людей, потому что не сомневаемся ни в уровне их профессиональных знаний в области фольклора и этнографии, ни в их искренней любви к украинскому языку, песне, обычаям и традициям. Но институт уполномоченного – это не о языкознании, этнографии или фольклоре», – указано в заявлении.

Подписанты объяснили, что задачами институции в соответствии со статьей 49 Закона о языке являются:

  • защита украинского языка как государственного;
  • защита права украинских граждан на получение на государственном языке информации и услуг в сферах общественной жизни, определенных языковым Законом, на всей территории Украины и устранение препятствий и ограничений в пользовании государственным языком.

По словам подписантов, Закон «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного» не случайно определяет, что языковым омбудсменом должен быть гражданин Украины, «имеющий опыт правозащитной деятельности или опыт деятельности по защите государственного языка и способный по своим деловым и моральным качествам, образовательному и профессиональному уровням выполнять соответствующие должностные обязанности».

«Нам известно, что странный подход к подбору и выдвижению кандидатур вовсе не случайность или небрежность. К сожалению, это следствие вмешательства офиса президента, который в худших традициях «телефонного права» стремится реализовать сценарий назначения «ручного» уполномоченного, который из-за отсутствия необходимого опыта и несоответствия квалификационным требованиям не сможет эффективно отвечать стоящим перед Украиной вызовам в области защиты государственного языка», – указано в заявлении.

Подписавшиеся отметили, что расценивают такие действия как попытку:

  • умышленного нивелирования защиты украинского языка как государственного;
  • ослабления государственной языковой политики в условиях, когда защита и утверждение украинского языка является важной составляющей экзистенциальной войны Украины против русских агрессоров.

«Языковая политика и языковые институты не могут быть разменной монетой в политических играх власти. Такое развитие событий, безусловно, играет на руку России и ее пятой колонне, будет провоцировать активизацию пророссийских сил, а также общественное возмущение из-за нежелания властей эффективно защищать право граждан на собственный язык в собственном государстве», – говорится в заявлении.

Подписавшиеся призвали президента и его офис не вмешиваться в процесс назначения языкового омбудсмена. Общественные организации подчеркнули, что это исключительной компетенцией правительства.

Кандидатов на эту должность, которые не отвечают определенным законом квалификационным требованиям, призывали не превращаться в инструменты реализации сценария ослабления важного института и снять свои кандидатуры. В то же время, руководителей министерств и ведомств, выдвинувших упомянутые кандидатуры, подписанты призывали отозвать свои представления, а внести кандидатов со значительным опытом деятельности по защите государственного языка. Также эти кандидаты должны иметь способность осуществлять свою деятельность независимо от других государственных органов и должностных лиц и эффективно выполнять возложенные на них обязанности.

«Мы считаем очевидным, что среди таких кандидатов должен быть Тарас Кремень, который во время первой каденции показал высокий профессионализм, независимость и эффективную работу по защите государственного языка и в соответствии с законом «может быть назначен на должность Уполномоченного повторно». Призываем Кабинет Министров Украины рассматривать только те кандидатуры, которые однозначно отвечают определенным законом требованиям и назначить человека, который обеспечит постоянство и эффективность работы института Уполномоченного по защите государственного языка в условиях войны», – говорится в заявлении.

25 апреля 2025 г. под заявлением подписались:

  • Движение «Простір свободи»;
  • Инициатива защиты прав украиноязычных «И так поймут!»;
  • Инициатива «Дріжджі»;
  • Портал мовної політики;
  • Сеть защиты национальных интересов Украины АНТС;
  • ОО «Незалежні»;
  • Гражданское движение «Відсіч»;
  • ВОО «Не будь байдужим!»;
  • Всеукраинское движение «Єдині»;
  • Инициатива «Навчай українською»;
  • Українська гуманітарна платформа;
  • ОО «Родинне коло загиблих героїв»;
  • Всеукраинское объединение «Вільні козаки»;
  • ОО «Кримський центр ділового та культурного співробітництва «Український дім»;
  • Українська народна рада Донеччини і Луганщини;
  • Спілка української молоді в Україні; 
  • Инициатива «Бойкот російського кіно»;
  • Инициатива «Бойкот російської попси»;
  • Общественная инициатива «Голка»;
  • Громадський сектор Євромайдану;
  • ОО «Експертний корпус».

Напомним, профессора Николаевского национального аграрного университета Тараса Кременя правительство назначило на должность языкового омбудсмена 8 июля 2020 года. Уполномоченным Кремень стал вместо Татьяны Монаховой, которую уволили в мае того же года .

В апреле 2020 года Монахова сообщила о том, что написала заявление об увольнении по собственному желанию. Она пояснила, что через полгода в Украине не удалось создать секретариат уполномоченного по защите государственного языка. При этом казначейство выделяет финансирование именно после создания Секретариата. Соответственно Татьяна Монахова полгода не получала зарплаты . По словам Монаховой, она даже не знала, какую именно зарплату должна получать в должности уполномоченной. При этом за почти пол года потратила около 30 тысяч гривен на свою работу.

Источник материала
loader
loader