В The Economist оценили шансы на мирное соглашение между Россией и Украиной
В The Economist оценили шансы на мирное соглашение между Россией и Украиной

В The Economist оценили шансы на мирное соглашение между Россией и Украиной

В The Economist оценили шансы на мирное соглашение между Россией и Украиной

Красные линии Киева и Москвы пока кажутся несовместимыми, однако появляются признаки, что переговоры могут сдвинуться в сторону мирного урегулирования.  

Дональд Трамп отмечает свои первые 100 дней возвращения к власти, так и не решив проблему войны в Украине, которую он обещал завершить в первый же день своего пребывания у власти. Но американская дипломатия остается на максимуме: госсекретарь Марко Рубио назвал следующие семь дней "решающими" и (опять) угрожает, что США оставят мирные усилия, если не будет результата.

Сторонам не удалось преодолеть главные разногласия: соединить требования Украины по гарантиям безопасности со стремлением России к публичной капитуляции Киева. В то же время, участники переговоров говорят о новой динамике — впервые украинские переговорщики настроены осторожно оптимистично, говорится в материале журнала The Economist.

"Мы пытаемся улучшить свои позиции. Но все блефуют. И есть риск, что кто-то переиграет", — говорит высокопоставленный украинский чиновник. 

"Хрупкая уверенность Украины не вытекает из веры в то, что Трамп вот-вот принесет мир на века. Это скорее смена настроений, ощущение того, что американский президент, возможно, наконец узнал номер Владимира Путина и, возможно, после месяцев угроз и шантажа, начал уважать своего украинского коллегу", — пишет The Economist.

Украинские источники сообщают, что Зеленский использовал свои 15 минут во время встречи с Трампом в Риме, чтобы донести простой месседж: Украина готова к безусловному прекращению огня, Россия — нет, и Трамп не должен отказываться от мира, который может обеспечить только он. Сообщение в социальных сетях, которое американский президент написал после этого, свидетельствует о том, что он понял этот месседж.

Реакция России была не слишком впечатляющей. Американский чиновник заявил, что Белый дом не впечатлен последним предложением Путина о трехдневном прекращении огня с 8 по 11 мая; эта идея также была отвергнута пресс-секретарем Трампа Кэролайн Левитт в телевизионном выступлении.

Массовый ракетный обстрел Киева 24 апреля, в результате которого погибли 13 человек, заметно разозлил президента США.

"В начале процесса Трамп был очень разочарован Зеленским. Теперь он переключился на Путина", — говорит американский источник.

Попавшие в прессу формальные условия мирного предложения Трампа по-прежнему кажутся украинцам неприемлемыми. Они включают юридическое признание Америкой Крыма российским и снятие санкций без каких-либо очевидных обещаний крепкого мира. В то же время, украинцы понимают, что без их согласия Трампу будет трудно продвинуть через Конгресс юридическое признание Крыма.

"Один из западных чиновников выразил надежду, что соглашение о прекращении огня может быть достигнуто уже на этой неделе", — добавляет The Economist.

Россия также отодвинула свои красные линии, публично приняв идею прямых переговоров с администрацией Зеленского, которую она когда-то высмеивала как нелегитимную. Но в других сферах ее публичная позиция ужесточилась, и она вернулась к тому, что умеет делать лучше всего: медленно обсуждать "детали".

28 апреля Сергей Лавров, министр иностранных дел, заявил, что Россия нуждается в полном признании всех своих аннексированных территорий, включая части четырех областей, которые она не полностью контролирует.

Эта жесткая риторика, вероятно, отражает уверенность России в том, что она сможет достичь своих целей путем войны на истощение и психологического давления. Это может оказаться опасным, учитывая сильное стремление Трампа заключить мирное соглашение.

"Однако было бы ошибкой считать, что для россиян игра окончена: они продемонстрировали умение предлагать американцам выгодные и коррумпированные бизнес-соглашения, которые выходят далеко за пределы Украины. Путин, безусловно, понимает, что ему нужно, чтобы Трамп оставался вовлеченным в переговоры о мире — хотя бы потому, что это способствует дальнейшей нормализации отношений — и, вероятно, попытается пойти на уступки", — считают в журнале.

Нет никаких признаков того, что американский президент готов действительно реализовать свои угрозы усилить давление на Россию — подобные заявления он уже неоднократно делал в прошлом без последствий. Трамп намекал на возможность введения вторичных санкций против покупателей российской нефти, а некоторые другие чиновники предполагают, что он мог бы даже расширить военную поддержку Украины, которая почти полностью иссякнет через месяц из-за нехватки финансирования.

Однако его позиция выглядит показательной и неискренней. Исторический опыт свидетельствует, что один разговор между двумя лидерами с авторитарными наклонностями вполне может повернуть ситуацию в пользу Кремля.

"Половина нашей работы в первый срок заключалась в том, чтобы не допустить его [Трампа] к разговорам с Путиным. Мы знали, что Россия "играет на нем, как на скрипке", — признается один чиновник, назначенный республиканцами.

Ранее Роджер Бойс, иностранный корреспондент в The Telegraph писал, что неудачные попытки Трампа навязать Украине плохое соглашение выявляют его недостатки как государственного деятеля. Президент США должен понять, что только справедливый мир будет длиться долго.

Источник материала
loader
loader