/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F33%2F5acfcc2998334a0ec50a2c9bbf630759.jpg)
Финансовая сдержанность: почему Китай не использует госооблигации США как оружие
Долгое время считалось, что "ядерной" опцией Китая в финансовой войне с Соединенными Штатами могла бы стать быстрая ликвидация его значительных запасов американских государственных облигаций. Теоретически такой шаг мог бы обрушить доллар, резко повысить процентные ставки и дестабилизировать экономику США.
Беспокойство относительно этой потенциальной угрозы вернулось в последние недели, когда между двумя крупнейшими экономиками мира развернулась полномасштабная торговая война. Однако страх перед "взаимно гарантированным финансовым уничтожением" основывается больше на мифах, чем на реальности, пишет Reuters.
Активы в долларах США составляли 55% официальных валютных резервов Китая на конец 2019 года, согласно последнему официальному подтверждению Государственного управления валютного контроля Китая (SAFE). Это значительно меньше пикового уровня 79% в 2005 году и ниже среднемирового показателя 61% в 2019 году по данным Международного валютного фонда.
Официальные запасы государственных облигаций США в Китае составляли $784 миллиарда в феврале, согласно данным Министерства финансов США. Это меньше пикового уровня $1,32 триллиона в 2013 году и составляет менее 3% от общего рынка госооблигаций США объемом $28 триллионов, что значительно ниже, чем 14%, которые Китай контролировал в 2011 году.
Мог бы Китай продать значительную часть своих запасов облигаций США? Теоретически возможно всё, особенно сегодня, когда устоявшиеся глобальные экономические, финансовые и политические нормы последних десятилетий переписываются.
Однако это точно не соответствовало бы интересам Китая. Самая очевидная причина является самой важной: массовая продажа облигаций США уничтожила бы стоимость собственных запасов Китая, вызвав значительные убытки для страны, которая избегает рисков. Одно дело — раздражать Вашингтон, другое — выстрелить себе в ногу.
С практической точки зрения, это было бы чрезвычайно сложно. Рынок почти наверняка почувствовал бы, что что-то происходит, и начал бы продавать, чтобы опередить игру, снова оставив Пекин со значительными капитальными потерями.
Кроме того, любая рыночная дисфункция была бы быстро компенсирована масштабными покупками Федеральной резервной системы для обеспечения финансовой стабильности.
Последнее, что нужно Китаю на фоне слабого роста, дефляции и изнурительной торговой войны с США, — это сильная валюта. Пекину не обязательно покупать юань за выручку от продажи облигаций. Но в нынешней ситуации было бы контрпродуктивно для Пекина пытаться подорвать позиции США путем ослабления доллара, даже временно.
"Мы знаем, что США имеют определенные проблемы с продажей облигаций — Китай мог бы сделать это еще сложнее", — говорит Брэд Сетсер, старший научный сотрудник Совета по международным отношениям.
Но, в конечном счете, Китай, вероятно, вынужден удерживать те облигации США, которые у него есть, и путь к уменьшению этой позиции будет оставаться таким же, как и на протяжении многих лет: пассивным и постепенным.

