Группа радикальных консервативных католиков настаивает на том, чтобы следующий Папа Римский больше соответствовал их мировоззрению, и, похоже, они не боятся использовать тактику очернения, чтобы дискредитировать не нравящихся кандидатов, пишет Politico.
Выборы следующего Папы Римского назначены на 7 мая и противники политики усопшего Папы Франциска, который был либералом, уже мобилизуются. Так, фракция, дискредитировавшая Франциска как еретика, антипапу и даже «антихриста», теперь объединяется. Консерваторов мягко говоря раздражала более примирительная позиция Франциска относительно однополых союзов и разводов, защита мигрантов, а также соглашение Ватикана с Китаем, которое дало Пекину право голоса в назначении католических епископов.
"Надеемся, что понтификат будет больше сосредоточен на католических вопросах, таких как защита жизни и семья, а не на изменении климата и иммиграции", - заявила Politico немецкая аристократка и проводница римско-консервативной католической сцены принцесса Глория фон Турн-унд-Таксис.
Так, некоторые консервативные влиятельные лица уже продвигают кандидатов с ультраправыми взглядами, таких как епископ в Казахстане Афанасий Шнайдер, утверждавший, что беженцы в Европе – это «массовое вторжение», ведущее к исламизации, организованное политическими элитами для умаления христианской идентичности Европы.
Среди других имен, циркулирующих в консервативных списках, есть кардинал Роберт Сара из Гвинеи, известный поклонник мессы на латинском языке, и ярый традиционалист американский кардинал Реймонд Берк, поддерживавший президента США Дональда Трампа.
«Мы наблюдаем парадокс: руководство более либерально, но наблюдается огромное количество обращений и огромный рост традиционализма. Кардиналы осознают, что хотя некоторые лидеры могут иметь либеральные предпочтения, они знают, что их паства дома действительно склоняются к более консервативным взглядам», — сказал генеральный директор консервативной некоммерческой группы «Католики для католиков» Джон Еп. Именно эта группа организовывала молитвенное мероприятие по Трампу стоимостью 1000 долларов за билет на Мар-а-Лаго.
Он утверждает, что избиратели Трампа "хотят, чтобы их Папа был традиционным и сильным союзником США и наших взглядов".
Кампания по дискредитации реформ папы Франциска началась еще до его смерти. Ее организовала сеть хорошо финансируемых консервативных католических некоммерческих групп, базирующихся в США и сотрудничающих с ультраправыми политиками для продвижения католической доктрины и национализма.
Среди самых известных – Институт Напа, известный своими роскошными ежегодными конференциями в калифорнийском винном спа-центре, цель которого – сочетание «консервативной теологии и либертарианской экономики с акцентом на апологетике, сексуальной этике и контркультурной антисекуляризации».
Другая организация, Sophia Institute Press, финансирует традиционно католический блог One Peter Five, регулярно упрекавший Франциска, и сотрудничает с католическим телевизионным гигантом EWTN, которого использовали для обвинений Франциска в сокрытии злоупотреблений со стороны духовенства.
Издание предполагает, что влияние консервативных правых может выиграть от сложнейшего финансового положения Ватикана, ведь ЗМВИ сообщили о дефиците доходов в размере 83 миллионов евро.
Поскольку Ватикан ищет внешнее финансирование, выбор следующего Папы может быть уязвим к влиянию состоятельных праворадикальных доноров из США, сообщил один высокопоставленный церковный чиновник, добавив, что эта тема обсуждалась на предконклавном собрании, которое называются общими конгрегациями, которые кардиналы посещают ежедневно в течение последней недели.
Следующие несколько дней, перед началом конклава, на котором будет определен следующий Папа, критически важны, поскольку консервативные католики пытаются заявить о своей правоте голосующим кардиналам.
«Очень важно, чтобы новый Папа снова взял власть в свои руки и подтвердил то, во что католики верили в течение 2000 лет», – сказал Еп и назвал Франциска одним из самых противоречивых понтификатов в современной истории церкви.
Однако даже самые консервативные группы признают, что им предстоит тяжелое сражение, поскольку 80% кардиналов-избирателей назначено Франциском. Поэтому их наибольшие надежды могут заключаться в том, чтобы заблокировать прогрессивных кандидатов.
Консерваторы также сдерживают отсутствие четкого лидера. Умерший в 2020 году кардинал Джордж Пелл был «определяющим фактором, лоббистом и ключевым игроком во власти», сказал посол Ватикана с хорошими связями, но после его смерти «нет четкого лидера».
Поклонники жесткой линии пытаются сделать все возможное, но, учитывая расчеты конклава, они не очень верят, что следующим Папой будет один из них.
«У них не только нет достаточного количества голосов, чтобы выбрать кого-то вроде кардинала Сару или [венгерского кардинала Петера] Эрдо, у них даже нет достаточного количества, чтобы быть блокирующим меньшинством против либералов», — считает итальянский журналист Бенджамин Харнвелл.
Politico отмечает, что есть еще одна важная вещь, которая изменилась со времени последнего конклава в 2013 году – лоббирование стало цифровым.
«Учитывая распространение консервативных блогов и лидеров мнений в социальных сетях, на этот раз кампания «не похожа ни на что, чего я видел раньше», – сказал бывший директор Института политических исследований и католических студий Католического университета Америки Стивен Шнек
По его словам, происходит шквал анализов, мнений и фактических кампаний, проведенных внешними группами и лидерами мнений, предполагая, что ее немедленность и охват могут изменить ситуацию.
«Они знают, что у них нет достаточного количества людей, поэтому их цель — запугать реформистов», — сказал опытный наблюдатель за Ватиканом и журналист Марко Полити.
Однако в Сикстинской капелле кардиналы окажутся без внешней поддержки.
«Трудно сказать, что произойдет в этой котельне. Даже лучше всего продуманные планы не всегда выдерживают столкновения с реальностью. Эта группа кардиналов никогда не имела возможности познакомиться друг с другом. Они все еще разминают мышцы, чтобы увидеть, какие они люди», – сказал посол Ватикана.
Папа Римский Франциск был ярким понтификатом. Возможно, потому что он наложился на коренные, местами катастрофические изменения в мире. Но главная причина — яркая личность «экспериментального» Папы Бергольо и большие надежды, которые возлагали на него и церковь, и мир. О сути и успехах «эксперимента» в статье «Весь в белом, но всего-навсего человек» читайте в статье Екатерины Щеткиной.