Администрация Дональда Трампа потеряла еще одного советника по вопросам национальной безопасности – Майк Уолтц и его заместитель Алекс Вонг покидают свои должности после 101 дня работы. Формальной причиной отставки мог стать скандал с обсуждением военной операции в чате Signal, к которому Уолтц добавил главного редактора The Atlantic Джеффри Голдберга. Однако, по мнению журналиста издания Дэвида Грэмма, даже без этого инцидента Уолтц не продержался бы долго в Белом доме. Грэм считает, что чиновник был слишком профессиональным и независимым для того, чтобы вписаться в команду Трампа, которая требует от членов администрации не экспертизы, а абсолютной лояльности и готовности сообщать президенту только то, что он хочет слышать.
"С точки зрения права и безопасности, это было серьезным нарушением – обсуждать официальные дела в незащищенном канале. Но еще более вопиющим было то, что Уолтц включил в чат журналиста", – пишет Грэм.
Впрочем, по мнению автора, даже без "Сигналгейта" Уолтц вряд ли задержался бы в Белом доме надолго. "Он был одной из самых авторитетных и опытных фигур в команде Трампа – и именно это обрекало его на поражение", – отмечает журналист.
Грэм отмечает: главной проблемой Уолтца было то, что он пытался быть профессионалом в системе, где важнее экспертизы является полная личная лояльность к президенту.
"Трамп не заботится о национальной безопасности. Он не против нее, просто она ему неинтересна. Он не хочет слушать обоснованные советы, особенно если они противоречат его импульсам или идеологии", – отмечает Грэм.
По мнению автора, американский лидер не стремится слушать аргументированные рекомендации, которые являются результатом длительного и взвешенного процесса, особенно если эти советы противоречат его личным импульсам или идеологическим представлениям.
"В делах, таких как удары по хуситам в Йемене, где у президента меньше интересов и не нужно ничего сложно уравновешивать, это не проблема. Но в более важных вопросах - например Украина или Китай - где Трампу приходится принимать сложные решения и идти на компромиссы, кому-то в конце концов приходится доносить до него новости, которые ему не нравятся", – отметил Грэм.
Журналист считает, что финал Уолтца был предсказан, когда конспиролог Лора Лумер, которая не имеет никакой правительственной должности, убедила Трампа уволить нескольких сотрудников Совета национальной безопасности за «недостаточную лояльность».
"Это был знак, что Уолтц не в команде", – добавляет Грэм.
Уолтц - правый политик, ветеран спецназа США, обладатель четырех Бронзовых звезд, бывший сотрудник Пентагона и конгрессмен - пытался действовать с позиции опыта и стратегического подхода. Но, как пишет Грэм, "он служил двум господам" – государству и президенту, который не терпит советов, идущих вразрез с его собственным видением.
Как отмечает Грэм, еще во время первой каденции Трамп уволил десятки карьерных чиновников, которых его команда считала скрытыми демократами или представителями истеблишмента. С тех пор, по словам журналиста, влияние специалистов только уменьшалось, а реальную власть в Совете национальной безопасности начали получать люди, которые отличаются личной лояльностью к Трампу.
Среди них – давний советник президента Стивен Миллер и его близкий друг Стивен Уиткофф, который выполняет роль неформального посланника на Ближнем Востоке. По информации журналиста The Washington Post Айзека Стэнли-Беккера, Миллер рассматривает Совет нацбезопасности не как площадку для формирования сбалансированной политики, а как инструмент для продвижения собственной жесткой иммиграционной повестки дня. Зато Уиткофф, который не имеет ни дипломатического опыта, ни внятной идеологии, пользуется доверием Трампа благодаря многолетним личным связям и регулярно получает от него дипломатические поручения – хотя пока без существенных результатов.
"Это отвращение Трампа к профессионализму также помогает объяснить, почему министр обороны Пит Хегсет, несмотря на еще более серьезные скандалы, сохраняет свою должность, в отличие от Уолтца", – пишет Грэм. Он напомнил, что глава Пентагона также фигурирует в истории с "Сигналгейтом": хотя не он добавил журналиста в секретный чат, Хегсет распространял в нем подробные планы атак, передавал конфиденциальную информацию жене и посторонним людям, установил незащищенный канал связи с Пентагоном и не смог удержать своих подчиненных от перехода на сторону врага.
Несмотря на это, Трамп публично выразил ему поддержку. "Я думаю, он возьмет себя в руки. У нас был позитивный разговор", – сказал президент в интервью на прошлой неделе.
Грэм считает, что увольнение Волтца может быть тревожным сигналом для нынешнего госсекретаря Марко Рубио – бывшего критика Трампа, который стал его лояльным союзником и теперь занимает одну из ключевых должностей в сфере внешней политики.
"Трамп не ищет экспертов. Он хочет людей, которые просто будут соглашаться с ним", – отмечает Грэм.
Увольнение Волтца стало очередным в длинном списке отставок советников по национальной безопасности Трампа – после Майкла Флинна, Герберта МакМастера и Джона Болтона. И, по мнению журналиста, этот список будет только расти.