/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Fd157debac4ac3d20fdc6e7f6df0070ab.jpg)
Обзор Clair Obscur: Expedition 33 — твоя персональная игра года
Clair Obscur: Expedition 33 — игра, о которой многие говорят, но не все до конца понимают, что именно в ней такого особенного. Она выглядит как произведение искусства, звучит как поэзия, а играется… ну, это уже интереснее. Так это настоящий прорыв или просто хорошо замаскированный оверхайп? Все, как всегда, кроется в деталях — и самое время в них углубиться.
Плюсы:
непревзойденная атмосфера; глубокая философия; интерактивные отношения с персонажами; уникальный игровой процесс; великолепный саундтрек и звуковой дизайн.
Купить в SteamМинусы:
интерфейс порой путает, а механики не прощают ошибок на высоких уровнях сложности; кому-то для удобства стоит играть на геймпаде.
Купить в SteamITC.ua
редакции
Содержание
- 1 Атмосфера и стиль
- 2 Сюжет Clair Obscur: Expedition 33
- 3 Геймплей
- 4 Боевая система Clair Obscur: Expedition 3
- 5 Звук и музыка Clair Obscur: Expedition 3
- 6 Графика Clair Obscur: Expedition 3
- 7 Цены
Атмосфера и стиль
Clair Obscur: Expedition 33 — манифест олдскульного подхода к интерактивному искусству. Она не отличалась агрессивным маркетингом или громкими именами (разве только актеров озвучивания), но, как только увидишь первый кадр — уже не можешь оторваться.
Она не хватает геймера за шиворот сразу. Зато будто окутывает: визуально, музыкально, концептуально. Clair Obscur — экспрессия декаданса, эстетика угасающей цивилизации, где Belle Époque смешалась с руинами мира, который уже прошел точку невозврата.
Здесь не просто конец света — здесь его эстетизация. Свет угасает, а цвета пылают. Герои — не боги, а последний шанс человечества.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F120734f2c8c0b54f525f6c34611211b7.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F7049deb99527a82fb62385f06a94ec0a.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F3a234f766136d3492704d8d58657293b.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Fa39f25a0d30b4275c2af8bcf1b787501.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F7a69cc407081cf4e45046674857af10d.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F07cc7af86e624f7ff25dc1922f1467b2.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F28c8addb23a6a5dfd335978f68333bfc.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F87143a859346529229d9b6b24c29441a.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F9e3d71a0518ce690a4b3c9147eaab844.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Fd8e1412943fd25fd6886c37fe6aa86d7.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F4d668b197cf71030a38695ef71b348cb.png)
Сразу возникает когнитивный диссонанс: вроде играешь во что-то красивое, но рассказывает оно совсем о другом. Это парадокс, в котором и заключается магия Clair Obscur. Она завораживает, но в то же время тревожит. Это красота «Черного квадрата» Малевича. Красота трещины, которая вот-вот разорвет камень.
Clair Obscur — игра, которая задает вопросы еще до того, как вы успеваете задать собственные. Что есть настоящее: жизнь или память после нее? Кто мы, если нас никто не помнит? Убежать в иллюзорное или жить в горькой реальности?
Все это не вбрасывается в лицо игрока, а раскрывается постепенно — как многослойная живопись. История не считывается, а понимается через сопереживание.
Особую роль в Clair Obscur: Expedition 33 играет стилистика. Визуально игра — смесь французского символизма, ар-нуво и постапокалиптического декаданса.
Архитектура напоминает старый Париж начала XX в., но искаженный временем. Все вокруг кажется знакомым, но в то же время — чужим. Будто видишь сон, которого никогда не видел, но помнишь.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Fb91cc31b971965e06cb5fb5927651e42.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F0d8195ca1bce2b43d5e0bc168c546ef2.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F765bcc081f7759406fa9fbbde5284bbf.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F8f47eb123f0bb9763bab5d787061f57d.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F5d6d0f162e469ba76f71fcf7ee4bd901.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F35743f8c2a507ad7f46c0df60393e6e7.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Fd3e1fa5c3e80de27589a6458913ef0e0.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Fbfaedfcd95bf0317739e6dbdd26734d3.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F7350c4c590287bd75b679609d0ee9049.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Fb993bfe7d2526fcc8030bd52d2af1afd.png)
Clair Obscur: Expedition 33 не просит играть в себя. Она просит отдаться. Отказаться от привычных игровых рефлексов, не искать таблицы DPS и гайды где-то на Reddit. Вместо этого — слушать. Думать. Чувствовать. Она не просто играется — она проживается. Как хорошее стихотворение, затрагивающее нутро.
Сюжет Clair Obscur: Expedition 33
В центре сюжета — абсурд, обернутый в красоту. Каждый год загадочная фигура Художница (The Paintress) просыпается, рисует число — и все люди чей возраст совпал с ним — бесследно исчезают, рассыпаясь на розовые лепестки, которые разносит ветер. Испаряются из истории, как будто их никогда не существовало. Сам акт, который называется гоммаж, становится инструментом уничтожения. Не меч, не бомба, а обычное число на монолите.
Это больше, чем метафора. Это олицетворение силы искусства и страха перед забвением. Clair Obscur: Expedition 33 играет с концептом «уничтожение через забвение» в буквальном смысле.
Художница не просто убивает — она переписывает реальность (привет, Танос!). Если бы мир был холстом, а она — художницей, решающей, какое пятно краски останется, а какое — сотрется навсегда.
Геймеров знакомят с рыцарем печального образа ̶Р̶о̶б̶е̶р̶т̶о̶м̶ ̶П̶а̶т̶т̶и̶н̶с̶о̶н̶о̶м̶ Густавом из экспедиционного отряда № 33. Их миссия — найти Художницу и положить конец вырождению города Люмьер. Но это не история о героическом марше на врага. Это скорее поход в собственную память, в тающее прошлое.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F090dc224f17786fbf059820cfb2a96e2.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F34a0996bec1ed08ca838ddb5e8ede2bb.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F2c1b535bdec6cdf13a012b9318989e14.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F2f868ba0dc3791e23c8d4d5a6c898cff.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F47ea12eb35bc1b36509756aba2d50c9d.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F34cb7493d307137d4815d8043b759866.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F50e21fee4af808a320a5a25bb3e55018.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Fbc4b8e7e98b21281e20ed7f74921497c.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Fb3311ade88ae63286f88243cfa6758c6.png)
История искусно структурируется вокруг вопросов, на которые игра не дает ответы сразу: откуда взялась Художница? Почему она выбрала именно такую форму геноцида? Почему счет начался со 100 и почему это повторяется каждый год?
Ответы есть, но разбросаны фрагментами по миру — в диалогах, записках прошлых экспедиций, эмоциональных сценах у костра в моменты относительного затишья. Игрок чувствует себя археологом постепенно исчезающей реальности.
Структура сюжета — нелинейная, но не хаотичная. Моменты действия чередуются с размышлениями, внутренними монологами, лирическими фрагментами, которые в других играх выбросили бы как «затягивание». Но здесь они — сердце. Именно в них ты чувствуешь трагизм, атмосферу безысходности, но и отчаянной надежды.
Clair Obscur избегает клише «добро побеждает зло». Художница — не просто антагонист. Ее фигура — многогранна, трагична. Это смесь Бога, жертвы, и художника.
И хоть ее действия кажутся жестокими, в них — закономерность, которая в конце, возможно, даже заставит сомневаться: а действительно ли мы играли за сторону света?
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F27dcf30e875035b2e92ec49ca8d20347.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F7418b25b4aee681c9cad3817a047be21.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Fc0fb3fca823239048551af3faa875a22.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Fd535dc1496760395375394335dff1050.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F5e35ae0d3e8c40f24027cbed371ea603.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Fac585b145a71a139d3ced046ea49776b.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F41318a0fbc948b574adc714a951d6a88.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Fea2669a25d3edfd37200d73e591c92b7.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F5764befaa0f1076de4754f53363ca958.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F7a309ff3f7fcdaaa96bb3ba0eeef6397.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Fc815208ffc0102080a83ec617cc07104.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F3388bde1f119f749034a52f1929417ed.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F2344f35dc3e413b9e5ad348a4a20570a.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Fe49e399161a39bfa32bd0c4615f40c33.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F41936bb20252d5b033b13ac970290152.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F1be45c109fc932fe5c4a5534a0ddd44b.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F08a6cfbf61d2270eaa46785030746464.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Fedbfa04290db3a8abc7a0831df3656e4.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Fdbff2cd828c421e3480d126a7ce76f7e.png)
Финал игры (без спойлеров) — тоскливая меланхолия. Не выкрик, а шепот. Он оставляет после себя тишину, в которой игрок должен сам сформулировать, что только что произошло. Боже мой, да это французское аниме!
В конце концов, сюжет Clair Obscur — форма литературы, замаскированная под игру. Это гибрид театра, поэзии и философского романа. В этом его ценность: он не просто существует, чтобы быть пройденным. Он существует, чтобы быть осмысленным. И таких игр — единицы.
Геймплей
Clair Obscur: Expedition 33 — jRPG во французском фраке. Механический сюрреализм, где система боя является одновременно балетом, стихотворением и тактической шахматной партией. В ее основе — пошаговая боевая система с активными элементами, которая не дает расслабиться ни на секунду.
Битвы здесь — гибрид классических jRPG вроде Final Fantasy X и чуть менее известной Sea of Stars. Атаки нужно не просто выбирать, а реализовывать вручную: отбивать удары, уклоняться в нужный момент, и тыкать в ритм QTE, чтобы нанести максимальный урон врагу. Это добавляет игре темп — даже пошаговость не спасает от адреналина.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F96a7a82228a234c063b853c89ee8b6ce.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F6de4bd9e3b7900efcc53d21d01ffb648.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Fb8c0bbe377f78dd6ec039968cf7aacfa.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F6b5bcbe8beb2b98d9e643eac689cd7c1.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F69210a723c08f87694173b31b8f5c3cf.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F361f2533f92b7d8c099360b6ed1334dc.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F28830b62c8621b475a1ea72ac197ba7e.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Fb965c22a74531e41ba55a34e4a2e0088.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F50ae8e8c7c2e5d822bca92370ef072a4.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Feb18764d28a48e43acfd3420c569c3b9.png)
Это игровой процесс, держащий в тонусе не хуже любого боевика. И именно в этом — контраст с поэтичностью сюжета, что создает уникальную атмосферу. Мне одному здесь были вайбы Devil May Cry?
Система прокачки — многослойная, но не перегруженная. Она делится на классические уровни, деревья навыков и таблицу ключевых характеристик, таких как здоровье, сила, удача и т.д.
Враги — не просто мишени. Они выглядят как произведения больного, но богатого воображения: слепленные из краски, костей, камней и обломков реальности. У каждого — своя тактика, слабости.
А боссы — это отдельная тема. Бои с ними разворачиваются в несколько этапов, каждый из которых меняет не только механику, но и настроение боя. Напряжение растет, музыка набирает темп, а экран становится сценой для драмы, где ставка — само наше существование.
Clair Obscur полностью отказывается от открытого мира в классическом смысле. Это не «песочница», а курируемое, направленное путешествие. Буквально экспедиция. Но в этом — ее сила. Игрок может двигаться вперёд, не отвлекаясь на гринд и битвы ради битв (к ним потом можно вернуться по желанию). Здесь нет места расточительству времени. Каждый момент — часть мозаики, собирающейся в финальную катастрофу или откровение.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Feff6b8149613b72fc1cd83cbe1215022.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F9144c0e8247583178d24458a13adf5ad.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Fd31b4cb72a135ffc647c08105bf86368.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F2db08055c6fcda8fc1dcbbf78614d062.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F206f33234f429278cc2cea80391e4d22.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F0df1e6a1c356924fb1912b20d2bee6ce.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F31ff10eadbfed1c25f736f18424ef1ef.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Ff47aeb3909d0b7cf9d07e0a25428f155.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F1e598d302a242aecbd944463bcfe6a1f.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Fc82679321455e5563df3aad989bc575a.png)
В конце концов, игра не пытается быть сложной ради сложности. Она — честная. Умереть можно. Но благодаря четкой системе боя, продуманной структуре и отсутствию «bullshit-механик» каждое поражение воспринимается как вызов. И в этом — магия Clair Obscur. Она превращает бой в танец, механику — в метафору, а игру — в поэзию действия.
Боевая система Clair Obscur: Expedition 3
В Clair Obscur: Expedition 33 боевая система — не просто механика, а часть сюжета. Это сочетание стратегических решений и мгновенных эмоций, постоянно заставляющее вас быть на грани выбора.
Основная механика боя построена на умелом комбинировании атак и навыков. Нельзя просто «размалывать» врагов бездумно, как в обычных экшенах. Здесь каждый удар, каждый шаг требует расчета.
Важно знать, когда нанести мощный удар, а когда сохранить энергию для следующего шага. Собственно, вся битва — это танец, в котором одно неверное движение может привести к поражению.
Боевая система Clair Obscur: Expedition 33 требует тактической гибкости. На протяжении игры придется освоить немало различных стилей боя. Простые атаки — базовая механика, но настоящий потенциал открывается в сложных комбинациях, когда вы сочетаете огонь, лед, электричество и физические удары в единую стихийную бурю.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F554f9b0f85e6ae2e69ef2bfc73fe7801.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F4b5d73bb301bb13964bb54294420949c.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F0a7db54f5df92820a6a62084015fbe52.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F24245b808d2f17afa3aa15afeaa75b7c.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F7e3f41b7eafde343b238aed58a2b28eb.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F5928be0044313d014c6c09d91cfbd375.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F3630f53e693c23628846e8422d6ca7ec.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F7713b98f8f5ddedcdb2011e1350c9e93.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F32fd3f3b4c7b81cc711335b6e35ded68.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F2ff76461c9bab0663f7532b825a7e30f.png)
Углубление боевой механики — удачная интеграция ритма. Вместо того чтобы просто беспорядочно нажимать кнопки, каждый удар и движение сопровождаются ритмическими подтверждениями. Если игрок правильно улавливает этот ритм, то его атаки становятся мощнее и эффективнее. Но помните о таймингах!
Враги имеют свои слабости, и, что важно, они тоже способны к адаптации. Они используют магию, они хитрые, и их атаки не похожи на другие. Игра заставляет постоянно анализировать ситуацию.
И хотя механика боя, кажется, знакома, именно эта гибкость и многогранность делает систему уникальной. Здесь нет места для легких побед (разве что на самом легком уровне сложности Story).
Каждый бой — серьезное испытание. Но победы здесь — настоящие всплески дофаминового счастья.
Звук и музыка Clair Obscur: Expedition 3
В мире Clair Obscur: Expedition 33 звук — не фон. Это голос игры. Он не сопровождает игрока, а ведет за собой, шепчет, иногда кричит. Иногда молчит — но так громко, что начинаешь тревожиться. Саунд-дизайн здесь не просто профессиональный — он филигранный.
Саундтрек — смесь Эйнауди, Оулавюра Арнальдса и Симомуры Йоко. Главная тема — не гимн, а реквием, запоминающийся уже с первой сцены.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F5c14c65a05e973b0e6269a52085186ef.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Fed10593b92e36b2e68f5a1e4273d34f3.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F1e14497a7e207e8e72e6459d4cec4f2f.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Fbd5cf606dc5f3f8f85c5e2279de1d5d5.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Fefc41e68cfdc4a330edb42d7958a5dda.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F4cefda2699bb65f472b394f5e81d66ad.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Fdc536a79a8e28966caf7b5f8f8252ad1.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Fdc5f7aa9dd8d1d7243faaa1988b7c143.png)
Что важно — музыка здесь динамичная. Она реагирует на ваши действия, но не навязчиво. На каждой локации, саундтрек подстраивается под атмосферу. В боях музыка не просто нарастает, а разворачивается в драму. Каждая битва звучит, как последняя, даже если это первый враг в списке.
Озвучка — сильная сторона игры. Английский дубляж выполнен с уважением к материалу, но настоящий бриллиант — французская озвучка. Она звучит аутентично, с той самой эмоциональной глубиной, которую не всегда передает перевод.
Кстати, на данный момент украинской локализации нет. В сети есть только вариант машинного перевода.
Clair Obscur звучит так же уникально, как и выглядит. Это редкий пример, когда звук не просто дополняет игру — он её формирует. И если играете без гарнитуры — теряете половину опыта. Серьезно. В этой игре звук не второстепенный. Он — один из главных героев.
Графика Clair Obscur: Expedition 3
Игра использует все технические возможности Unreal Engine 5, но не для того, чтобы ослепить трассировкой лучей. Нет, здесь лучи рисуют ощущения, а текстуры передают смыслы. Это тот случай, когда технология подчинена художественной цели — и результат впечатляет.
Представьте мир, в котором архитектура Ар-Нуво сливается с разбитыми статуями, а улицы выглядят как галереи снов. Визуальный язык игры — сочетание Дали, Магритта и Босха, умноженное на зловещую эстетику угасающей цивилизации.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Fb34231db3cba774a3da851f26688e649.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F91d72f7c7d493b30498949546ba09c9e.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Fa3d761c5c5a70ad47ffabae4f1859a4d.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Fa44677eb40b3aee6e8fdd8d6e276daf6.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F5540386862bac8a8ac19498e7f97a866.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F2113c12cd4d81e8d04360fd6c9c00396.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F56b632625ebf2f2fa9a1a704aa8f4aaa.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F99cf927f503186d5e88150e497e059d3.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F7b96f1f50f0a47b43278d10b2cca60d8.png)
Каждая локация — эксперимент с цветом, формой и текстурой. Игра искусно использует освещение, глубину поля и атмосферные эффекты, чтобы создать не просто погружение, а эмоциональное давление. HDR — не декоративная функция, а канал передачи меланхолии.
Уровни выстроены с удивительным вниманием к деталям. Арт-направление заставляет вспомнить Dishonored или Bloodborne, но Clair Obscur идет еще дальше. Игрок здесь — гость на руинах только что упавшей с пьедестала красоты.
Модели персонажей выглядят не как фарфоровые куклы, а как живые люди. Анимации плавные. Особое внимание — к лицам. Лицевая анимация здесь не просто качественная, она драматичная. Во взгляде можно прочитать то, что не сказано диалогами. Это эмоциональная речь без слов — и она работает сильнее, чем любой монолог.
Замах — это мазок. Удар — вспышка краски. Каждая битва выглядит как живой мурал в движении. Unreal Engine 5 позволяет реализовать сложные частичные эффекты, симуляцию жидкостей и динамическое освещение без потери производительности — по крайней мере на современном железе.
Автор этих строк отправлялся в экспедицию как на топовом ноутбуке MSI Titan 18 HX Dragon Edition Norse Myth, так и на почти народной — десктопной GeForce 5070.
Разрешение 4К+ и 4K (3840х2400 и 3840х2160), эпические настройки и режим DLSS Quality — и на выходе имеем вполне комфортные 60+ к/с.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Fcab7fd1785f9f214e5d0da4c80dcc7c3.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F3f8cd55745ae80dee6b1f0977576eb31.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F52c3714d18485b0980923c202a3b1a94.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Fb9ad26857c231c25b3e162819a76e996.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Fe53261ef917e3fcff5c298a50d6df7ee.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Fa08e85511fddefeeae2a55308f503648.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F01dde259cf5eaabb67e31ce1023ce665.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F89ec038adc4cb667db6907d0fe8022a7.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Ff81c3a76e6a9b80d9b65d32c15c9fd60.png)
Здесь нет излишеств. Даже в самых пышных сценах камера умеет держать фокус, UI не мешает, а композиция каждого кадра выдержана.
Это красиво срежиссированная игра. И это чувствуется во всем: от выбора шрифтов до того, как камера останавливается перед катсценами.
Clair Obscur: Expedition 33 — редкий пример, когда графика является не украшением, а органичной частью опыта. И хотя технически здесь не всё идеально (некоторые фризы при переключениях сцен всё же заметны), впечатление в целом — это визуальный стих, который хочется перечитать ещё раз. И еще. И еще.
Цены
Художественно-боевой проект от Sandfall Interactive появился на виртуальных полках 24 апреля 2025 года. Стандартное издание стоит 1 499 гривен, а вот Clair Obscur: Expedition 33 — Deluxe Edition обойдется в 1 799 гривен.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Fd4ccca8a1f1872ba1e0adeae5baf8a09.jpg)
В Deluxe-версию входит:
- Базовая игра;
- Коллекция «Цветы»: шесть костюмов и причесок, вдохновленных цветами Люмьера, а также шесть вариаций костюма «Гоммаж» — по одному для каждого из героев;
- Индивидуальный костюм «Свет» для Маэль;
- Индивидуальный костюм «Тень» для Густава.
Разработчики не стали размениваться на DLC «по 8 гривен» за каждый лепесток — все бонусное наполнение сплотили в единый Deluxe-набор.
И если игроку нравится не только метко блокировать вражеские атаки, но и делать это стильно, в образе цветочного мстителя — дополнение создано именно для него.
Вывод:
Clair Obscur: Expedition 33 — игра, которая дарит игрокам интерактивный опыт, но и ставит философские вопросы о реальности, памяти, жизни и искусстве. Ее атмосфера, напоминающая сочетание французского символизма, ар-нуво и постапокалиптического декаданса, определенно завораживает.
Игра предлагает роскошную эстетику, что на контрасте с игровым процессом формирует уникальную атмосферу. Боевая система, сочетающая пошаговость и элементы активного действия, добавляет напряжения, а сюжет, построенный на архетипах, вопросах без однозначных ответов, держит игрока в постоянном напряжении и заинтересованности.
Clair Obscur: Expedition 33 затрагивает самые тонкие струны души и заставляет поверить: игры все еще способны быть искусством. И именно поэтому она заслуживает бороться за звание игры года.
Купить в Steam
