Сергей Гайдай. Сейчас невозможно договориться с Россией дипломатическим путем о заморозке
После длительного периода публичной поддержки Украины, в США все чаще звучат призывы к поиску дипломатического решения конфликта. В частности, вице-президент Вэнс заявил, что Вашингтон уже не настаивает на перемирии, которое не устраивает Россию, а вместо этого сосредоточится на долгосрочном урегулировании войны. По его словам, Кремль выдвигает чрезмерные условия на переговорах, и США намерены способствовать реалистичному диалогу.
Интернет-издание From-UA попросило прокомментировать ситуацию политтехнолога Сергея Гайдая. Мы спросили его, что означает отказ США от концепции перемирия, и как это повлияет на будущее переговоров между РФ, США и Украиной? А также, можно ли рассматривать последние заявления как попытку США склонить Киев к прямым переговорам с Москвой?
- Я не устаю повторять, что чрезмерная концентрация на различных мирных планах в современных условиях - это вредная вещь для украинской власти и для украинского общества. Это как вместо серьезных исследований пытаться построить вечный двигатель - физика не позволяет этого сделать. Так же и в таких условиях договориться с Россией дипломатическим путем о заморозке невозможно.
Поэтому любые планы о перемирии - быстрые, долгосрочные - не работают. Это главное. И это должна понимать наша власть прежде всего, и желательно - наше общество.
Что надо делать? Во-первых, поддерживать связь с США, потому что США действительно могут нам помочь. Но не переговорами с Путиным, а двумя действиями.
Первое действие - разумная и правильная военная помощь. У нас есть возможность самим себя обеспечить, особенно когда война перешла в беспилотную стадию. Американцам надо инвестировать с пользой для себя, потому что будущие войны будут вестись именно так, как сегодня ведется война в Украине. Поэтому им важно инвестировать в наши беспилотные технологии и перенимать опыт тактического и оперативного применения беспилотных сил.
Также - помочь нам с закрытием неба. У нас не закрытое небо. Стоило бы разместить здесь свои "Петриоты", даже не продавая и не передавая их, а именно разместить с собственным военным обслуживанием. Это будет полезно и для их опыта, потому что именно здесь - лучший полигон, что сделает их специалистов по ПВО еще лучше.
Ну и, конечно, надо пополнять нашу авиацию не только самолетами лучших модификаций, чем F-16, но еще и пилотами-вольнонаемниками через систему частных военных компаний. Они могут помогать нашим пилотам оборонять небо.
Это и есть путь к миру, который сделает невозможным Путину вести войну. Тогда конфликт будет заморожен именно таким образом.
Второе действие - дипломатия. А именно - усиливать санкции, доводить их до уровня настоящей блокады, прежде всего энергоносителей. Надо оставить Путина без денег на эту войну. Это - единственный путь.
Так или иначе, американцы постепенно, глядя, что Украина это делает, а также проходит внутренние реформы - в армии, в обществе - обязательно будут на нашей стороне. Ничто другое их не убедит. Они еще не до конца понимают, что нужно делать, но уже на пути. И на этот путь их толкает сам Путин, демонстрируя свою неадекватность и неспособность к конструктивным переговорам.
Поэтому мир возможен только через силу. Вооружение, военная помощь и санкции - ничего другого.
- Вице-президент Вэнс заявил, что США хотят, чтобы "Москва и Киев начали говорить друг с другом", и что Вашингтон готов присоединиться к этому процессу. Он также подчеркнул, что "такие контакты между Украиной и Россией являются необходимым следующим шагом в переговорах". Можно ли это трактовать как попытку Вашингтона склонить Украину к диалогу с Россией? Как следует понимать эти заявления?
- Если Путин неадекватно ведет себя и не хочет говорить с США, то кто сказал, что он будет это делать с Украиной? Это - ошибка. Надо объяснять это американцам, но не отказываться и не заходить в конфликт с ними. Надо делать все, чтобы это понимание до них дошло. И я еще раз говорю: они на пути к пониманию.
