В российском обществе падает поддержка войны и растет равнодушная покорность
В российском обществе падает поддержка войны и растет равнодушная покорность

В российском обществе падает поддержка войны и растет равнодушная покорность

В российском обществе падает поддержка войны и растет равнодушная покорность

Основную поддержку военному курсу по-прежнему составляют россияне старшего возраста.

В российском обществе постепенно уменьшается влияние сторонников продолжения военных действий, на фоне нарастающей усталости населения от конфликта и смены акцентов в государственной пропаганде, которая всё чаще говорит о возможных переговорах.

Согласно данным опроса «Левада-центра» (признан в России иноагентом), передает издание The Mockow Times, в апреле 2025 года идею продолжения войны поддержали 30% россиян — это самый низкий показатель с начала полномасштабного вторжения. По сравнению с апрелем 2024 года доля сторонников войны снизилась на 9 процентных пунктов, а с мартом 2022 года — на 14 пунктов.

Идею переговоров с Украиной поддержали 61% респондентов — столько же, сколько было в январе, когда фиксировался предыдущий максимум. Минимальный уровень поддержки мирных инициатив (45%) был отмечен в мае 2023 года, после первых атак украинских беспилотников по Москве. С того момента число сторонников переговоров выросло на 16 пунктов.

Основную поддержку военному курсу по-прежнему составляют граждане старшего возраста. Среди россиян старше 55 лет за продолжение войны выступили 40%, в то время как среди молодежи от 18 до 39 лет — только 18%.

Несмотря на снижение интереса к конфликту, большинство граждан считают, что решение о начале переговоров должен принимать лично президент Владимир Путин, рассказал директор «Левада-центра» Денис Волков в интервью Bloomberg. По его словам, власти стремятся поддерживать иллюзию стабильности, а сама война для многих превратилась в рутинный фон.

Также опрос показал, что 19% россиян в апреле заявили, что совсем не следят за событиями, связанными с Украиной, — это в два раза больше, чем в начале конфликта. Среди россиян до 24 лет войной не интересуются 33%, а в группе от 25 до 39 лет — 31%.

Даже такие события, как освобождение Курской области, оказавшейся под иностранным контролем впервые с 1940-х годов, не вызвали заметного отклика — только 3% россиян сочли это главным событием апреля. Столько же интересовались погодой. Атаки дронов, вызвавшие сбои в работе аэропортов, упомянули лишь 2%.

По оценке «Левады», 40% россиян считают, что война нанесла стране больше вреда, чем принесла пользы. Однако, несмотря на рост цен и обеспокоенность потребителей, это пока не трансформировалось в серьёзное недовольство властями. Волков отмечает, что ощущение экономической стабильности создаётся за счёт повышения зарплат, социальной поддержки и адаптации к инфляции, что позволяет многим говорить об улучшении положения, а не об ухудшении.

Несмотря на то, что опросы показывают якобы снижение поддержки войны, многие западные политики и военные понимают, что это война не одного Путина, а всех россиян.

Внутри российского общества есть огромная социальная поддержка войны, убежден бывший начальник Генерального штаба Войска Польского Раймунд Анджейчак. Он напомнил, что еще во время Второй мировой войны РФ воевала с огромными человеческими потерями. Тогда немецкий генерал Фриц Манштейн называл это российским способом воевать.

"Они (россияне — ред.) не заботятся о войсках, они не заботятся о технике, и они могут страдать все больше и больше как общество, они не думают о будущем. Но это не война Путина, как ее видит кто-то, а война России, — убежден он. — Чем дольше война, тем больше Россия мотивирована, у войны есть огромная социальная поддержка внутри российского общества".

Источник материала
loader