В The Economist узнали, нападет ли Путин на страны НАТО
В The Economist узнали, нападет ли Путин на страны НАТО

В The Economist узнали, нападет ли Путин на страны НАТО

В The Economist узнали, нападет ли Путин на страны НАТО

Россия наращивает свои силы, вызывая страх у соседних стран.

Провокации на российско-эстонской границе стали привычным явлением. Россия глушит сигналы GPS по всему региону, что приводит к сбоям в воздушном движении и затрудняет спасательные операции. В прошлом году российские пограничники сняли буи на реке Нарва, которые обозначают границу. В небе регулярно можно увидеть наблюдательные дирижабли. Еще более тревожным является то, что видно на спутниковых снимках: хотя базы России вблизи эстонской и финской границ почти пустые — поскольку войска и техника переброшены в Украину — там началось новое строительство.

На бумаге Россия имеет амбициозные планы. Она стремится увеличить численность своих вооруженных сил до 1,5 миллиона военнослужащих, по сравнению с примерно 1,3 миллиона в сентябре. В 2023 году было объявлено о создании нового формирования — 44-го армейского корпуса в Карелии, на границе с Финляндией, первые подразделения которого уже понесли потери в Украине.

Россия также расширяет несколько бригад до полноценных дивизий. Все эти меры будут длиться годами, но если России удастся реализовать эти планы, как отмечает разведка Литвы, она увеличит количество войск, техники и вооружения на западном направлении на 30-50%. По словам недавней оценки датской разведки, в 2024 году российская программа перевооружения "изменила характер — от восстановления к активному военному наращиванию", целью которой является достичь возможности "воевать на равных с силами НАТО", говорится в материале журнала The Economist.

.

Некоторые утверждают, что Россия непременно нападет.

"Вопрос в том, когда они начнут следующую войну", — отмечала Кая Каллас в прошлом году, когда она была премьер-министром Эстонии.

Эммануэль Макрон, президент Франции, в марте указал на стремительное перевооружение России. Другие скептически относятся к тому, что российские амбиции выходят далеко за пределы реки Днепр.

Педро Санчес, премьер-министр Испании, насмехается над идеей большой войны. А Стив Уиткофф, представитель Дональда Трампа на мирных переговорах с Россией, на вопрос, намерена ли Россия "пройти маршем через Европу", ответил просто: "На 100% нет".

.

Аналитики разведки оценивают угрозы по двум параметрам: намерения и способности. Пока нет конкретных данных, которые бы свидетельствовали, что Россия намерена напасть на НАТО. Но намерения могут меняться. В своих публичных выступлениях Владимир Путин оправдывал войну против Украины различными аргументами: необходимостью защищать русскоязычных на Донбассе, необходимостью "демилитаризации" и "денацификации" Украины, а также стремлением удержать якобы враждебное НАТО на расстоянии.

"Однако для Путина война может быть скорее средством продолжить свое правление и придать ему видимости легитимности, а не реакцией на внешние угрозы. За 25 лет у власти он развязал пять войн — каждая начиналась на фоне падения его популярности, а завершалась укреплением его авторитета. В начале нынешней войны немногие россияне верили кремлевскому нарративу об угрозе со стороны Запада. Со временем эта версия стала более приемлемой — в том числе и потому, что пропаганду Путина подпитали некоторые западные заявления, которые обвиняли в войне всех россиян. Это оттолкнуло тех, кто сначала симпатизировал Украине и Западу", — добавляют в журнале.

В недавнем интервью Путин сказал, что война в Украине является кульминацией длительной конфронтации с Западом. После того, как он захватил Крым у Украины в 2014 году, он остановился, но не потому, что ему не хватило воли захватить больше, а потому, что ему не хватило средств.

Однако страсть Путина к войне и его способность ее вести — это две разные вещи. В Украине его войска уже девять месяцев безуспешно штурмуют Покровск с довоенным населением 70 тысяч человек, ежедневно теряя более 1000 убитыми и ранеными. Российская армия не способна к сложным маневрам и потеряла целое поколение офицеров. Ее военно-воздушные силы редко решаются нападать на Украину, предпочитая сбрасывать планерные бомбы с безопасного расстояния.

Аналитик Конрад Музыка отмечает, что пока война в Украине продолжается, Россия не будет иметь свободных сухопутных сил, способных создать серьезную угрозу для НАТО. Но даже если перемирие будет подписано, России будет трудно отвлечь большое количество войск, поскольку это может позволить Украине вернуть себе территорию.

Следовательно, России придется развивать новые силы. Западные разведывательные службы тщательно проанализировали, сколько времени это может занять. Их выводы существенно различаются.

Америка говорит о том, что Россия восстановит свою армию "в течение следующего десятилетия". Норвежская разведка считает, что "не раньше, чем через пять-десять лет". По оценкам Украины — от пяти до семи; по оценкам Германии — от пяти до восьми. Наименее оптимистично настроены эстонские разведчики, которые считают, что России понадобится от трех до пяти лет для создания новых формирований, в зависимости от хода войны, состояния российской экономики и сохранения санкций.

Эти сроки зависят от различных факторов. Россия производит боеприпасы с необычайной скоростью — более 1400 баллистических ракет "Искандер" в год, а также 500 крылатых ракет Х-101, согласно украинским оценкам и недавнему отчету Королевского института объединенных служб (RUSI), аналитического центра в Лондоне.

Но в других сферах текущие темпы производства являются нежизнеспособными. Согласно данным RUSI, лишь 10-15% из 1500-2000 танков и 3000 других боевых бронированных машин, производимых ежегодно, являются новыми. Остальные — отремонтированные из старых советских запасов. Дара Массикот из Фонда Карнеги считает, что эти запасы могут иссякнуть к 2026 году, если нынешние темпы потерь сохранятся.

Серьезным ограничением является также нехватка рабочей силы. В краткосрочной перспективе Россия набирает около 30 тысяч человек в месяц, но в долгосрочной перспективе она сталкивается с проблемами, связанными с сокращением и старением населения. Важнее качество этих сил.

Майкл Кофман из Фонда Карнеги отмечает, что российские вооруженные силы значительно улучшились в некоторых сферах, таких как поиск и поражение целей с помощью беспилотников, но их способность расширять эти возможности ограничена качеством работы солдат, офицеров и штаба.

Качество российских вооруженных сил пострадало от тяжелых потерь. Западные чиновники считают, что с конца 2024 года российские военные госпитали работают на максимальной мощности. Генерал Крис Каволи, Верховный главнокомандующий объединенных вооруженных сил НАТО в Европе, заявил в апреле, что Россия понесла примерно 790 тысяч потерь. Многие из тех, кто погиб или был ранен, — это младшие офицеры, необходимые для руководства подразделениями в расширенных силах.

Недавнее исследование американского аналитического центра RAND Corporation рассматривает различные пути, которыми Россия могла бы восстановить свои вооруженные силы. В течение многих лет до вторжения в Украину российские лидеры стремились построить более компактную, профессиональную армию, которая полагалась бы на технологии и маневренность. Теперь эта модель отброшена.

Россия возвращается к старому, грубому способу ведения войны: "Центральным элементом этих реформ являются не инновации и технологическая адаптация. Скорее, это возвращение к массовости и огневой силе".

Некоторые утверждают, что хотя угроза со стороны России реальна, ее можно контролировать лучше, чем обычно считается. Новые формирования, такие как 44-й армейский корпус, который должны разместить у финской границы, являются "потемкинскими частями", утверждает Джон Форман, бывший военный атташе Великобритании в Киеве и Москве. По его словам, находясь на должности в Москве, он помнит, как Россия заявляла о наличии миллиона военных, хотя на самом деле их было только 880 тысяч.

Форман добавляет, что вступление Швеции и Финляндии в НАТО существенно ухудшило позиции России на северном фланге Альянса. Идея о том, что Россия сможет выйти из войны в Украине, перестроить армию и "идти на Варшаву", — это "абсолютная фантазия". Он также сомневается, что Россия вообще намерена нападать.

Другое мнение заключается в том, что способность России вести войну в значительной степени зависит от типа войны, которую она ведет.

"В среднесрочной перспективе Россия вряд ли сможет построить способности, необходимые для крупномасштабной традиционной войны против НАТО. Однако Россия может развить военные возможности, достаточные для ограниченной военной акции против одной или нескольких стран НАТО", — признает разведывательное агентство Минобороны Литвы.

Датская разведка имеет похожее мнение: "России понадобится пять лет для подготовки к большой войне (без участия США), но только два года для подготовки к "региональной войне" против нескольких стран Балтийского региона, и всего шесть месяцев, чтобы быть готовой к "местной войне" с одной соседней страной".

Министр обороны Эстонии Ханно Певкур добавляет, что Россия может переместить 50 тысяч солдат из Украины в свой Ленинградский военный округ без существенного влияния на текущую войну.

Сейчас НАТО разворачивает ряд "передовых" боевых групп в восьми странах, от Эстонии до Болгарии, в которых участвуют войска из 28 отдельных стран. Американские войска присутствуют по меньшей мере в трех из них. НАТО также все чаще "следит" за российскими учениями, обеспечивая мониторинг и реагирование на переброску российских войск вблизи границы.

Для того, чтобы вести борьбу в ограниченном конфликте, Россия должна была бы предположить, что эти силы либо останутся на месте или отступят — или, по крайней мере, что Америка не вмешается (предположение, которое было бы еще сильнее, если бы Америка отвлеклась на что-то другое, например, на попытку Китая вторгнуться на Тайвань или заблокировать его). Это, безусловно, уравняло бы шансы.

"Наши расчеты показывают, что даже после поправки на более низкие зарплаты и расходы в России и увеличение ее бюджета, оборонные расходы Путина не соответствуют расходам европейских членов НАТО", — пишут в The Economist.

Зато если европейское перевооружение будет набирать темпы, Россия, скорее всего, и в дальнейшем будет воздерживаться от любых военных действий, которые могли бы повлечь применение статьи 5 НАТО о взаимной обороне. Но ее аппетит к риску может, тем не менее, возрасти, не в последнюю очередь, если она решит, что Трамп может проигнорировать меньшие нарушения.

Прогнозирование будущих войн всегда связано с риском. Но недооценка рисков также опасна. Шансы на большую войну вблизи Швеции остаются низкими, считает шпионское агентство страны. Однако "ограниченное вооруженное нападение" на страну Балтии или корабли НАТО вполне возможно.

Ранее Генеральный секретарь НАТО Марк Рютте заявил, что убежден, что РФ, если и решится на агрессию против Альянса, потерпит сокрушительное поражение.Он добавил, что все знают, насколько мощным является оборонный потенциал Альянса.

Источник материала
loader
loader