Владимир Фесенко. Почему Путин боится встречи с Зеленским и как его заставляет Трамп
Владимир Фесенко. Почему Путин боится встречи с Зеленским и как его заставляет Трамп

Владимир Фесенко. Почему Путин боится встречи с Зеленским и как его заставляет Трамп

На фоне эскалации войны России против Украины, президент США Дональд Трамп активно инициирует дипломатические переговоры с участием России и Украины. 15 августа он провел саммит с Владимиром Путиным на Аляске, после чего 18 августа пригласил в Белый дом Владимира Зеленского и лидеров европейских стран. В Вашингтоне Трамп заявил, что готовит двустороннюю встречу Зеленского и Путина, после которой, по его замыслу, может состояться трехсторонний саммит.

Впрочем, Кремль пока уклоняется от прямого согласия. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров требует тщательной подготовки, отмечая, что «любые вопросы требуют предварительной проработки». Кроме того, Москва стремится к включению в любую систему гарантий безопасности, фактически добившись права вето над ней, что ставит под сомнение серьезность переговоров.

Интернет-издание From-UA обратилось к украинскому политологу, председателю правления Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимиру Фесенко с просьбой прокомментировать эту ситуацию. Наш вопрос касался того, насколько реальна эта встреча, при каких условиях она может состояться и возможна ли она вообще в будущем:

— Здесь действительно все под вопросом. Но если Трамп понял, что эта встреча должна состояться, и если он будет на этом настаивать, то встреча все же состоится. Именно потому, что этого хочет Трамп. И здесь для Путина возникает риск. Я не знаю, как он сказал Трампу об этой встрече — возможно, довольно туманно. Но здесь еще есть вопрос перевода: насколько точным он был и как именно воспринимали слова Путина американские переговорщики.

Сначала мы видели ситуацию на примере Уиткоффа, а сейчас — и самого Трампа. Имеем эффект испорченного телефона: сначала Уиткофф, а теперь сам Трамп не совсем точно воспроизводят то, что сказал Путин. Здесь либо проблема в том, как Путин формулирует свои мысли и что он имеет в виду, либо проблема в восприятии американских партнеров. Я думаю, что проблема есть и там, и там.

Но в любом случае Трамп воспринял это как согласие. И не только Трамп — Ди Венс, вице-президент США, также сейчас говорит об этой встрече Зеленского и Путина. Поэтому для американцев это уже не что иное как свершившийся факт, но есть определенная установка: эта встреча должна состояться, она должна стать прелюдией и предпосылкой для дальнейшего саммита трех лидеров — уже с участием самого Трампа.

Именно поэтому Путин сейчас оказался в непростой ситуации. Если он откажется от этой встречи или начнет затягивать ее под надуманными предлогами, то это создаст новый риск — испортить отношения с Трампом. Думаю, россияне будут наблюдать, как Трамп реагирует на их попытки «сойти с темы»: не будет ли он раздражен, согласится ли он, чтобы встреча не состоялась. Если же они увидят, что Трамп может снова раздражиться и прибегнуть к резким действиям в отношении России, то, скорее всего, они все-таки согласятся на эту встречу.

Итак, скорее всего — встреча состоится. Но судьба этого события решится в ближайшие дни, максимум в течение недели.

– Также россияне вынимают из чемоданчика вопрос нелегитимности Зеленского.

— Они могут вынимать все, что угодно. Но дело не в легитимности, а в том, как это объяснить Трампу. Не работает. Тема легитимности действует только для Путина, для Трампа она не имеет значения. Он воспринимает Зеленского как легитимного президента — мы видим, как он с ним общается. Для Трампа абсолютно логично: чтобы завершить войну, должны быть переговоры воюющих сторон. И здесь вопрос легитимности вообще не стоит.

Трамп видит в Зеленском лидера Украины, который выступает от имени государства, и с ним нужно договариваться. Так же, как и нам говорят: нравится вам Путин или не нравится — с ним нужно договариваться. Именно так думают американцы.

Поэтому настоящая проблема в другом. Во-первых, Кремлю будет трудно отказать Трампу. Им нужно найти очень веские причины, чтобы как-то переформатировать эту тему, которую они сами же и подбросили из тактических соображений, а теперь не знают, что с ней делать. Это была их ошибка.

Во-вторых, очевидно, что Путин не хочет встречаться с Зеленским. Возможно, в Кремле надеялись, что именно Зеленский откажется от встречи. Теперь же они могут поднимать не только тему легитимности. Например, будут ссылаться на решение СНБО Украины, которым запрещена встреча с Путиным, и так далее. Но все это не будет иметь значения, потому что главное — Трамп хочет.

Это главный фактор. Если Трамп будет настаивать, то вопрос будет только в том, когда эта встреча состоится и чем она закончится. Хотя, к сожалению, здесь есть серьезные риски и много вопросов, как именно она может закончиться. Но главный фактор этой встречи и всего дальнейшего переговорного процесса в целом — это Трамп.

Источник материала
loader