Секрет истребителей «МиГ» и почему об этих самолетах до сих пор говорят на Западе
Когда говорят об истребителях, первыми вспоминаются американские F-22, F-35 или F-18 — символы современной воздушной мощи США. Но и в СССР, а затем в России, есть своя богатая история боевых самолётов. И главное имя в этой истории — МиГ.
Истребители МиГ-15, МиГ-21, МиГ-29, а позже Су-27 вызывали у американских военных настоящую тревогу ещё со времён холодной войны. А сама аббревиатура «МиГ» стала на Западе синонимом всего советского, мощного и летающего, пишет издание SlashGear.
Но не все знают, что означает это слово. Оказывается, «МиГ» — это не просто название, а фамилии двух авиаконструкторов: Артёма Микояна и Михаила Гуревича. В 1939 году, при поддержке лично Сталина, они создали собственное конструкторское бюро. Первый их истребитель назвали МиГ-1: «М» — от Микояна, «Г» — от Гуревича, а «и» — просто союз между ними.
Интересно, что с 1978 года Гуревич в названии уже не фигурировал — компания стала называться просто «Микоян». А в 2006 году всё окончательно изменилось. Российские авиационные гиганты — Ильюшин, Сухой, Туполев, Яковлев, МиГ и другие — начали процесс объединения.
Он закончился только в 2022 году, когда была создана огромная корпорация — «Объединённая авиастроительная компания» (ОАК). Теперь это единый конгломерат, который выпускает всю продукцию под разными брендами.
Так что современный «МиГ» — это уже не самостоятельная компания, а часть гиганта. И, по факту, сейчас у России остался только один актуальный самолёт с этим именем — МиГ-35.
Он выпускается, но в очень ограниченных количествах, и, по данным западных военных аналитиков, уже не воспринимается как серьёзный технологический прорыв. Тем не менее, слово «МиГ» до сих пор звучит с уважением — благодаря той самой репутации, которую Микоян и Гуревич заложили ещё в сороковые.
МиГ в Украине: что стоит знать
После распада СССР Украина унаследовала значительный парк советских истребителей, в том числе МиГ-29 — лёгкий многоцелевой истребитель четвёртого поколения. Именно МиГ-29 стал основным типом боевой авиации в Военно-воздушных силах Украины.
На 1990-е годы у Украины было около 200 МиГ-29. Со временем часть списали, часть продали, но именно эти истребители стали основой украинской боевой авиации. Машины проходили модернизацию, в том числе на Львовском государственном авиационно-ремонтном заводе, где их адаптировали под новые стандарты и оснащение.
С начала полномасштабного вторжения РФ в 2022 году украинские МиГ-29 активно использовались в боевых вылетах — от перехвата воздушных целей до нанесения ударов по наземным позициям. Благодаря западной помощи часть МиГов была модернизирована для запуска ракет AGM-88 HARM (американских противорадиолокационных ракет) — это позволило использовать советскую платформу в сочетании с натовским вооружением.
Несмотря на возраст, украинские МиГ-29 остаются в строю и до сих пор участвуют в боевых действиях. Западные союзники передали Украине модернизированных МиГ-29 из стран Восточной Европы (например, из Польши и Словакии), поскольку украинские пилоты хорошо знакомы с этой техникой.
