/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F2%2Ff653e1c2b536ebf56bef85e6b78b8a2c.jpg)
В небе, на море и на земле: кто и как может мониторить прекращение огня
Ракетные удары не скрыть.
Во время пресс-конференции в Киеве президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что главную роль в мониторинге предложенного России 30-дневного прекращения огня будут играть американцы, но при участии всех партнёров из "коалиции решительных".
Он также предупредил, что в случае нарушения перемирия Запад введет санкции против России, и согласие по этому поводу уже достигнуто: этот вопрос будет готовиться и координироваться американцами и европейцами.
А премьер-министр Великобритании Кир Стармер добавил: если президент России Владимир Путин серьёзно думает о мире, то сейчас есть шанс это продемонстрировать.
Со своей стороны Турция поддержала предложение о введении перемирия между Россией и Украиной и в случае достижения соглашения выразила готовность взять на себя мониторинг соблюдения режима прекращения огня.
Об этом заявил министр иностранных дел Турции Хакан Фидан.
Выступая на онлайн-встрече "коалиции решительных" по Украине, турецкий министр подчеркнул приверженность Турции территориальной целостности и суверенитету Украины и добавил, что его страна готова взять на себя миссию, связанную с мониторингом соблюдения режима прекращения огня, если он будет установлен.
Напомним, что ещев марте политики и аналитики активно обсуждали то, как реализовать 30-дневное прекращение огня, на которое Украина согласилась после переговоров с США в Джидде.
Тогда министр иностранных дел Украины Андрей Сибига сообщал, что уже формируется специальная команда, которая будет заниматься мониторингом потенциального перемирия с Россией.
"Мы уже сейчас фактически начали формирование национальной команды, которая будет разрабатывать соответствующие алгоритмы действий для надлежащего контроля возможного перемирия.
Это очень сложный процесс", -заявил он на совместном брифинге с федеральным министром европейских и международных дел Австрии Беате Майнль-Райзингер.
Однако госсекретарь США Марко Рубио выразил противоположную позицию, подчеркнув, что организовать наблюдение сейчас гораздо проще, чем раньше.
"Это легче, чем когда-либо, контролировать -просто потому, что на земле так много глаз, а также есть все виды коммерческих спутников и так далее.
Было бы довольно трудно скрыть удары беспилотников, было бы трудно скрыть ракетные удары, баллистические удары, артиллерию", - отметил Рубио.
Он также добавил, что стороны должны согласовать, кто именно будет той доверенной стороной, которая будет фиксировать возможные нарушения, которые, по его мнению, будет несложно установить.
Страна-нарушитель.
Например, эксперт Атлантического совета из Центра Евразии Марк Темницкий напомнил, что Россия уже неоднократно нарушала перемирия с 2014 года.
Он рассказал, что Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе работала с россиянами и украинцами, чтобы создать нечто под названием Минские соглашения I и Минск II.
Эти договорённости касались прекращения огня.
Но россияне неоднократно нарушали это положение, и ОБСЕ опубликовала несколько отчетов об этом.
По его мнению, Россия может согласиться на временное прекращение боевых действий лишь для того, чтобы впоследствии возобновить наступление.
"Это дает россиянам возможность перегруппироваться и изменить стратегию своих сил, и в конечном итоге, когда мир начнет отвлекаться от войны, россияне могут начать новое наступление снова", - считает Темницкий.
Раньше британские и французские высокопоставленные лица уже поднимали вопрос о возможности направления военных в Украину для обеспечения соблюдения перемирия, или даже создания европейской миротворческой коалиции.
Бывший главнокомандующий объединенных сил НАТО в Европе, отставной генерал США Уэсли Кларк отметил, что такой сценарий возможен, но он требует нескольких важных условий.
"Европейских миротворцев невозможно укомплектовать достаточным количеством сил по всей линии фронта.
Поэтому Украине придется оставить на месте свои силы обороны.
Частью этого должны быть меры по укреплению доверия.
На российской стороне должны быть инспекционные силы.
Они должны собирать разведданные, чтобы не дать России сосредоточить силы для прорыва", - объяснил Кларк.
Он также подчеркнул, что поддерживает концепцию "защиты Украины силами НАТО без формального вступления в Альянс", однако этого недостаточно без реального участия и гарантий со стороны Соединённых Штатов.
НАТО или ООН.
Существует и иное мнение относительно контроля соблюдения перемирия.
Майор запаса НГУ, ветеран российско-украинской войны Алексей Гетьман считает, что если будет принято решение вводить миротворцев, главное -чтобы контроль осуществлялся с воздуха самолетами стран НАТО.
Об этом он заявил в эфире "Київ24".
"Мы понимаем, что на наших аэродромах они базироваться не будут, но есть страны НАТО -Латвия, Литва, Эстония, Польша и Румыния.
Есть откуда летать и контролировать на самых современных самолетах, не на F-16 четвертого поколения, а, может, на F-35, на других самолетах, которые дадут нам как части Европы преимущество в воздухе", - отметил Гетьман.
Он считает, что при условии дежурства в небе таких вооруженных самолетов российские оккупанты не смогут нарушать режим тишины.
В частности, это касается российских самолетов, сбрасывающих КАБы, которые при нарушении могут быть атакованы.
Гетьман также добавил, что со стороны России уже звучали заявления о том, что в случае введения миротворцев на территорию Украины эти войска должны быть без оружия.
Такое предложение, по мнению эксперта, свидетельствует о том, что РФ вообще не собирается прекращать огонь.
Для того чтобы завести ситуацию в тупик, российская сторона выступает против любого присутствия иностранных войск на территории Украины.
Альтернативой могло бы стать проведение мониторинга под эгидой ООН, но для этого Россия должна согласиться с резолюцией Совета Безопасности, как его постоянный член, по созданию такого мониторинга.
The Guardian приводит успешные примеры мониторинга под эгидой ООН, которые осуществляются между двумя Кореями или на Кипре.
Однако там они действуют потому, что стороны не заинтересованы в возобновлении огня, в отличие от ситуации в Украине, где страна-агрессор стремится не к миру, а к войне.
Галина Гирак.

