/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F2%2Fda9096e2962130c658f90598b1bb8eb9.jpg)
В бюджете Украины образовалась “дыра”. Как ее будут “латать”
Из-за увеличения расходов на оборону и сокращения военной помощи от партнеров Украине придется пересмотреть бюджет.
Дополнительную потребность оценили в 400 млрд.
Откуда будут брать средства, чтобы закрыть “дыру”?.
Откуда взялась недостача?.
После анализа финансовых отчетов за четыре месяца и часть мая оказалось, что расходы на армию существенно превышают запланированные.
Об этом сообщил первый заместитель главы финансового комитета Верховной Рады Ярослав Железняк.
По его подсчетам, не хватает 400 млрд.
“Помните я писал, что в бюджете не хватает на военные расходы минимум 200 млрд? Так вот, я ошибся.
Цифра необходимых изменений в бюджет-2025 будет по меньшей мере вдвое больше: нужно будет найти от 400-500 млрд грн”, - пишет нардеп.
Причина увеличения дефицита – рост расходов на закупку оружия, в том числе из-за задержек международной помощи.
По словам депутата, правительство уже начало тратить средства, запланированные на конец года, в частности на зарплаты военных в ноябре-декабре 2025 г.
Эти деньги перенаправляются на закупки оружия, что создает “дыры” в бюджете, которые впоследствии придется срочно закрывать.
Железняк считает, что изменения в бюджет могут быть внесены в июле или августе, поскольку до конца июня в Украине будет работать миссия МВФ.
До принятия решения советом директоров фонда о следующем транше для Украины правительство не будет вносить изменения в бюджет, чтобы не сорвать программу сотрудничества.
По словам Железняка, дополнительная потребность касается не только армии.
Также назрела потребность в финансировании лечения онкобольных, лекарств и других социальных статей.
В то же время, нардеп заверил, что зарплаты военным и военные расходы будут выплачивать полностью, несмотря на недостаток в бюджете.
В свою очередь Алексей Кущ, эксперт аналитической компании “Объединенная Украина” говорит, что в этом году военный бюджет составляет 2 трлн грн, из которых 1,2 трлн - это денежное содержание военнослужащих, а 737 млрд грн идет на закупку вооружения и военной техники, в том числе 47 млрд - на программу закупок.
“Эти 2 трлн грн должны собрать “экономика тыла”, но уже сейчас очевидно, что в этом году дефицит таких внутренних ресурсов составит минимум 200 млрд грн”, - говорит эксперт.
По его словам, чем сильнее “экономика тыла” будет погружаться в кризис, тем больше будет этот дефицит.
Где власти будут брать средства?.
Железняк не знает, за счет чего удастся покрыть дефицит.
Проблема в том, что 200 млрд грн покрывались частично из-за перевыполнения таможни и налоговой, частично просто из-за того, что хотели больше занять денег на внутреннем рынке.
“Когда речь идет о 400 млрд.
грн, я не понимаю, как они могут их покрыть, не входя в историю об увеличении налогообложения или что-то подобное”, - говорит Железняк.
В то же время власти Украины все еще надеются на помощь западных союзников.
В частности, от ЕС ожидается получение 12,5 млрд.
евро в рамках программы Ukraine Facility, которая предусматривает общее финансирование в размере 50 млрд.
евро на период 2024-2027 гг.
Украина достигла соглашения на уровне персонала о седьмом пересмотре программы расширенного финансирования, открывающего доступ к финансированию в объеме около 0,4 млрд долл.
Также планируется получение 50 млрд долл., обеспеченных доходами от замороженных российских активов.
В частности, повысило налоги.
Так, увеличен военный сбор по зарплатам с 1,5% до 5% и повышены налоги для физических лиц-предпринимателей.
Что уже сократило правительство?.
Пытаясь свести концы с концами, правительство не только увеличило налоги, но и прибегло к сокращению расходов.
В частности, уменьшены социальные расходы с 14,5% до 12,6% ВВП, а минимальная зарплата останется на уровне 8 тыс.
Расходы Министерства социальной политики уменьшены на 10,6% – с 470,3 млрд грн до 420,7 млрд грн.
Финансирование Пенсионного фонда сокращено на 41,5 млрд.
Программа “Социальная защита граждан, попавших в сложные жизненные обстоятельства”, уменьшена с 89 млрд грн до 81 млрд грн.
Экономят в том числе на ветеранах.
Общие расходы Министерства по делам ветеранов уменьшены с 13,6 млрд грн до 5,8 млрд грн.
Финансирование реабилитации ветеранов сокращено на 35%.
Ограничены также выплаты “чернобыльских пенсий”.
Их получают только те, кто проживал в зоне отчуждения в 1986–1993 гг.
В свою очередь финансирование образования уменьшено на 7,7 млрд грн.
Оптимизация включает в себя объединение высших учебных заведений и прекращение начисления зарплат учителям на оккупированных территориях.
Также было значительно сокращено финансирование дорожных проектов.
Вместо первоначально запланированных 43,2 млрд.
грн., на Дорожный фонд предусмотрено лишь 12,3 млрд.
В то же время хватит ли такой экономии, чтобы покрыть “дыру” в бюджете не известно, как и то, какие именно статьи бюджета будут еще урезать в случае необходимости.
“Спираль смерти”.
Эксперты говорят, что в украинской экономике наблюдается опасная тенденция: резкое торможение динамики ВВП на фоне нарастающей инфляции.
Они называют эту ситуацию “спиралью смерти”.
“Спиралью смерти” экономисты называют стагфляцию, то есть сочетание высокой галопирующей инфляции и падения ВВП, которое приводит к своеобразному цугцвангу решений, когда результат каждого хода - это “потеря фигуры”, - говорит Кущ.
По его словам, с инфляцией следует бороться жесткой монетарной политикой, сжатием денежной массы и высокими процентными ставками.
А с рецессией нужно бороться мягкой монетарной политикой, расширением денежного предложения и низкими кредитными ставками.
Как видим, стагфляция блокирует эти решения: придется пожертвовать либо борьбой с инфляцией, либо ростом ВВП.
По мнению эксперта, наша экономика подошла к “спирали смерти” довольно близко.
С 2024 г.
ВВП вырос на 2,9% после восстановления на 5% в 2023-м и обвала на 28% в 2022-м.
В четвертом квартале 2024 г.
зафиксировано даже квартальное падение на 0,1%.
“Очевидно, происходит резкое замедление темпов роста ВВП вследствие постепенного исчерпывания эффекта низкой статистической базы сравнения в виде обвального, с точки зрения экономического развития, 2022г.”, - говорит эксперт.
Определенным предохранителем окончательного перехода экономики в зону падения выступает временное прекращение торговой войны между Китаем и США.
Это положительно повлияет на уровень цен нашего сырьевого экспорта, прежде всего, аграрного.
Ведь возможная Глобальная торговая война могла бы ударить по Китаю, а он до сих пор - торговый партнер номер один для Украины.
По мнению эксперта, если не принять экстренные меры, к лету нас может ожидать постепенное охлаждение экономики.
А если Глобальная торговая война разгорится, то осенью возможен и экономический кризис.
В то же время, по мнению НБУ, ситуация выглядит достаточно положительно и таких угроз нет.
НБУ отмечает пик инфляции в первом квартале 2025 г., но не видит угроз сокращения ВВП.
Регулятор ожидает роста украинской экономики в 2025 г.
на 3% и постепенного сокращения инфляции летом, в том числе за счет поступления на рынок нового урожая и постепенного решения фактора энергетического дефицита.
Виктория Хаджирадева.
