Задания национального мультипредметного теста (НМТ) обвиняют в том, что они проверяют малозначимые детали или требуют от учеников знания ненужных формул. Учитель и основатель школы "Базис" Александр Трилис в статье "Нужна ли нам школа без формул и дат?" объясняет, почему эти споры — не о самих тестовых заданиях, а о том, какое образование мы считаем нужным для нашей страны.
По мнению автора, школа должна не "ознакомлять " с учебными предметами, а именно учить. Иначе, по его словам, Украина потеряет будущих специалистов, которые являются чрезвычайно важными для ее будущего.
Эксперт считает, что, если оставить в школе только упрощенную программу (то есть только то, что "нужно для жизни"), то будущие таланты не получат доступа к знаниям, необходимым для выбора более сложных образовательных траекторий.
"Подход "облегчим ученикам жизни, отменим профильный уровень, оставим общие представления, ознакомление, а специалисты потом сами откуда-то возьмутся и научатся" я считаю катастрофой. Он вроде бы логичный, ведь ориентируется на большинство учеников в классе (а возможно, там — ни одного будущего специалиста)", - пишет автор статьи.
Однако, объясняет он, воспитание будущего специалиста требует значительно больших объемов практических знаний, формул и фактов, чем это нужно во время "ознакомительного" курса и будет интересно другим школьникам в классе.
Эксперт убежден, что для того, чтобы школа могла учить учеников, а не только знакомить их с определенным предметом, нужно предоставить ей ресурсы.
По его словам, необходима, прежде всего, качественная подготовка учителей.
По мнению Трилиса, каждый учитель должен владеть профильным уровнем предмета, замечать способных учеников и сочетать на уроках элементы углубленного и базового уровней, а страна должна инвестировать в образование (как в учителей, так и в оборудование, методики), чтобы каждая школа могла организовать обучение на углубленном уровне.
Эксперт также отмечает, что будущие работодатели, представители университетов также должны следить за уровнем преподавания в школе.
"Будущие работодатели, преподаватели вузов, профтехучилищ, ученые контактируют со школьной средой своего профиля, с учителями, передают опыт", - пишет он.
Трилис убежден, что нет детей, которые не имеют склонностей ни к какому предмету или сфере. Он добавляет, что главная задача школы — заинтересовать учеников, и на каждом уроке создавать возможности для этого.
"Я настаиваю, найдется одно, а может, несколько направлений, в которые ребенок будет вкладываться с удовольствием, с энтузиазмом, со всей своей энергией. Не нужно на каждом уроке — но на каждом уроке должна быть создана такая возможность", - заявляет эксперт.
Трилис обращает внимание на то, что дискуссии об НМТ — это симптом более глубокой проблемы. Он добавляет, что нужна системная, ресурсная и ответственная политика в образовании, которая не оставит без шансов будущих специалистов.
В социальных сетях распространяется информация, что якобы задания НМТ по истории Украины построены на "малозначимых для учеников фигурах и событиях", и что "программа оценивает память, а не историческое мышление поступающих". В Украинском центре оценивания качества образования отреагировали на эту информацию и указали, что программа национального предметного теста по истории соответствует учебной программе для учеников общего среднего образования. Там привели примеры искаженных тестов, которые якобы были на НМТ по истории и сравнили их с оригинальными.