"Мы не можем допустить бесконтрольной потери ценного минерального сырья". Интервью с директором Института геологических наук НАНУ
"Мы не можем допустить бесконтрольной потери ценного минерального сырья". Интервью с директором Института геологических наук НАНУ

"Мы не можем допустить бесконтрольной потери ценного минерального сырья". Интервью с директором Института геологических наук НАНУ

30 апреля Украина и Соединенные Штаты Америки в Вашингтоне подписали Соглашение о создании Инвестиционного фонда восстановления. Фонд будет вкладывать средства, внесенные США и Украиной в проекты по добыче природных ресурсов, нефти и газа, порты, а также в соответствующую инфраструктуру нашей страны. "Соглашение выгодно для обоих государств, ведь позволит привлечь дополнительные инвестиции, будет способствовать развитию инноваций и внедрению новых технологий. США помогают привлекать к восстановлению Украины частных и публичных инвесторов - иностранные фонды, компании, правительства государств, которые поддерживают борьбу Украины против российской агрессии. Американские компании получат доступ к новым возможностям" сообщила прессслужба Минэкономики. Также не секрет, что соглашение о недрах рассматривается Киевом как инструмент получения гарантий безопасности от США.

8 мая Верховная Рада Украины ратифицировала документ, а 23 мая фонд был официально запущен. Также Министерство экономики Украины подписало два дополнительных соглашения – об ограниченном партнерстве и об обществе с ограниченной ответственностью, содержание которых отсутствует в открытом доступе. Стороны очевидно нацелены как можно скорее запустить бумаги в работу - уже выбран пилотный проект - литиевое месторождение "Добра" в Кировоградской области. "Апостроф" пообщался с директором Института геологических наук Национальной академии наук Украины Стеллой Шехуновой о наличии запасов того, что описано в документе, проблемах его реализации и выгодах, которые реально получить от Соглашения о создании Инвестиционного фонда восстановления.

Стелла Борисовна, в соглашении есть определение "активы, касающиеся природных ресурсов". Оно включает более 50 минералов и углеводородов. Есть ли в Украине запасы всего перечисленного?

Действительно, в приложении А к версии Соглашения между Правительством Украины и Правительством Соединенных Штатов Америки о создании Американо-Украинского инвестиционного фонда восстановления, текст которого размещен на официальном сайте Верховной Рады, перечислены 57 видов полезных ископаемых, но далее в тексте указано, что это не полный перечень - он может быть расширен по согласованию сторон. В дискуссиях о сделке полезные ископаемые следует различать и понимать разницу между химическими элементами, минералами, горными породами, рудами и особенностями англоязычной терминологии. На английском эти документы часто называют 'Minerals Deal', на украинском – Соглашение о полезных ископаемых. То есть к "минералам", как их понимают специалисты геологи, минералоги - в этом перечне относятся только плавиковый шпат, графит, нефть и элементы, встречающиеся как самородные в природе (золото, платина и др.). Остальные – это химические элементы, часть из которых даже не образуют отдельных минералов.

К примеру, редкоземельные элементы входят как изоморфные примеси в структуру минералов, формула которых может даже не содержать этого элемента. Все знают об очень востребованных мощных постоянных неодимовых магнитах, которые широко используются в электродвигателях (в частности, в приборах на аккумуляторах), компьютерной технике (привод головки для жестких дисков), зеленой энергетике (электрические генераторы для турбин ветряков), в медицине (открытые магниты). Каждый электродвигатель содержит один килограмм неодима, а ветряная мельница – полтона. А сам неодим присутствует как примесь в других минералах, и его содержание составляет до нескольких процентов. То есть для получения чистого элемента нужно переработать десятки тонн руды.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Если говорить о запасах полезных ископаемых, перечисленных в сделке, то следует объяснить, что в геологии различают запасы, ресурсы, перспективные ресурсы. Эти данные имеют разную степень достоверности. Запасы полезных ископаемых определяются по определенным методикам, которые отличаются по факторам экономической оценки, степени достоверности и т.д. Кроме того, следует учитывать, что минерально-сырьевая база нашей страны была создана в результате комплексных системных стадийных геологических работ коллективами многих поколений геологов-практиков и ученых. Многие геологические объекты изучались более полувека назад, запасы и ресурсы определялись в других экономических условиях – была плановая экономика, а не рыночная. Затем объекты переработали по системе РК ООН. Теперь Государственная геологическая служба работает над получением более достоверной информации о месторождениях, рудопроявлениях, перспективных площадях. Но если не вдаваться в детали, то еще на начало нового тысячелетия минерально-сырьевая база Украины насчитывала около 20 тыс. месторождений 120 видов полезных ископаемых. По современным оценкам, по данным Государственной службы геологии и недр Украины, наша минерально-сырьевая база состоит из около 8,8 тыс. месторождений промышленного значения, представленных почти 100 видами полезных ископаемых. При этом следует учитывать, что действительно Украина принадлежит к числу ведущих стран мира по объему разведанных запасов, в частности, железных, марганцевых, титан-циркониевых руд, графита и других полезных ископаемых.

Не все наши ресурсы имеют оцененные запасы. Большинство объектов, попадающих в поле соглашения о ископаемых, еще должны быть доразведаны, а их запасы оценены. Кроме того, наши месторождения особенно критического сырья являются комплексными и их запасы будут переоцениваться по разным компонентам. К примеру, в перечне есть тяжелые и легкие редкоземельные элементы - их содержание в минералах и распределение в потенциально перспективных объектах еще не требует изучения. Только потом можно оценить ресурсы и запасы. Работы по переоценке запасов продолжаются. Запасы уменьшаются в результате отработки месторождений в регионах, где ископаемые уже давно добываются. Их нужно пополнять.

Достаточно ли геологических данных о потенциале природных ресурсов, интересующих США? Сколько времени нужно на их разведку?

Перечень видов минерального сырья, затрагиваемого соглашением, достаточно велик. Но каждый геологический объект перспективен на тот или иной вид минерального сырья. Есть такие, которые имеют более простое геологическое строение и хорошо изучены. А есть сложные, их доизучение, построение геологической модели, подсчеты рентабельности нуждаются в значительных работах и финансировании. К примеру, в связи с стремительным ростом спроса на титан-циркониевую продукцию в мире существует потребность в привлечении к разработке новых титаноносных объектов в Украине. В старых регионах добычи такие месторождения, как Иршанское, Вернеиршанское, Лемненское, уже отработаны. Известные месторождения, предлагаемые инвесторам на аукционы, уже, как правило, снабжены комплектом доступной геологической информации и данными о запасах. Поэтому в Институте геологических наук обосновали привлечение к системе мониторинга минерально-сырьевой базы титана, кроме готовых для инвесторов месторождений, новых перспективных площадей и рудопроявлений, требующих дальнейшего изучения за счет инвестиций. Именно особенности геологического строения, финансовые ресурсы определяют сроки, необходимые для разведки и других этапов освоения геологического объекта.

Какую работу должно сделать правительство в первую очередь?

Нам нужно восстановить системное стадийное геологическое изучение территории Украины для воспроизводства минерально-сырьевой базы и пополнения перспективных объектов. Различные виды минерального сырья имеют разное значение для развития отраслей экономики, промышленности, технологий. Поэтому важна задача – определение минерального сырья, необходимого для развития стратегических отраслей экономики нашей страны на основе изучения минеральных ресурсов и анализа цепей снабжения. Эти меры необходимы. Вспомним об экономической войне за критическое сырье между США и Китаем. Мы не можем допустить бесконтрольной потери ценного минерального сырья, как это было, например, с ильменитовым концентратом, который вывозился в страну-агрессор много лет. Он использовался для производства титансодержащей продукции военного назначения. Наши минеральные ресурсы должны работать на развитие экономики государства и национальную безопасность.

Необходимо создать механизмы как для стимулирования добычи полезных ископаемых, создания на их базе производств, так и для экогеологически сбалансированного развития территорий, где будут добываться полезные ископаемые. Геологическая среда обязана обеспечивать и экосистемные сервисы. Обоснование и научное сопровождение всех этих проектов требует комплексной геологической работы. Поэтому важно при разработке механизмов реализации соглашения о полезных ископаемых обеспечить возрождение геологической отрасли.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА
В качестве пилотного проекта сейчас рассматривают литиевое месторождение "Добра" в Кировоградской области. Как оцениваете выбор стартовать с него?

Месторождение в пределах лицензионного участка "Добра" является комплексным. Кроме лития, руда содержит скандий, тантал, ниобий, теллур – элементы из перечня приложения А к соглашению о фонде восстановления. Если после оценки месторождения и обработки технологий проект будет реализовываться, это будет одной из точек развития региона, его инфраструктуры.

Я не знаю по каким критериям был определен объект. Возможно, открытость к сотрудничеству и поддержка проекта местным сообществом сыграли важную роль. Уже есть примеры неприятия предложений создания горнодобывающих предприятий местными общинами Киевской области. Это отпугивает потенциальных инвесторов, которые и так имеют в Украине значительные риски, в частности, из-за войны.

Как возникла проблема "спящих лицензий" и что, по вашему мнению, с ними делать?

Участки месторождений полезных ископаемых, на которые принимались лицензии, рассматривались как выгодное вложение в природные ресурсы, как активы. Не все, кто брал лицензии, имели целью изучать участки, инвестировать. Есть органы, которые должны контролировать исполнение лицензионных соглашений.

Если я правильно понимаю, соглашение о создании Инвестиционного фонда восстановления предусматривает право первого отказа для американской стороны от инвестирования в тот или иной проект и на выкуп добытых ресурсов. Как это отразится на рынке?

Я читала только обнародованный документ, устанавливающий рамочные, политические параметры сотрудничества. В то же время немало деталей, условия работы фонда, похоже, пропишут или уже прописали в технических соглашениях.

Есть ли потенциал сделать добычу редкоземельных элементов рентабельным?

Интерес США к украинскому минеральному сырью возник на фоне зависимости ключевых секторов экономики от минерального сырья других стран. В частности, по данным Государственной геологической службы США, промышленность их страны более чем на 50% зависит от импорта 46 видов полезных ископаемых, а потребность в 15 видах полезных ископаемых на 100% покрывается импортом. Среди них мышьяк, асбест, цезий, флюорит, галлий (металлический), графит (естественный), индий, марганец, ниобий (колумбий), рубидий, скандий, стронций, тантал, иттрий. Среди стран, обеспечивающих импорт в США 19-21 видов полезных ископаемых – Канада и Китай; от 7 до 12 видов полезных ископаемых экспортируют Мексика, Япония, Германия, Бразилия, Южная Африка. Зависимость от импорта от ограниченного количества или вообще от единственного поставщика создает риски обеспеченности для секторов экономики, особенно это касается редких и редкоземельных элементов. Их переработка, прежде всего тяжелых, сосредоточена в Китае. В апреле после объявления администрацией Президента Трампа поднятие пошлин на продукцию из Китая, руководство Поднебесной ввело ограничение на продажу 7 важных редкоземельных элементов (самарий, гадолиний, тербий, диспрозий, лютеций, скандий и иттрий). Неодим и празеод не ограничили. За последние два года на фоне роста торговой напряженности Пекин уже вводил подобные ограничения на другое минеральное сырье, в частности, галлий, германий, графит и сурьму.

Перспективы разработки минеральных ресурсов Украины могут способствовать в будущем стабильности поставок различных видов минерального сырья, поэтому США в соглашение о полезных ископаемых из Украины включили почти 60 их видов. С редкоземельными элементами об этом уже много писали, зависимость от китайских производителей еще больше. Поэтому США и ЕС ищут диверсификации источников снабжения. Если нам удастся найти свое место в глобальном распределении производства критической продукции, привлечении современных технологий добычи и переработки, создании цепей производства продукции с добавленной стоимостью, тогда добыча редкоземельных элементов может стать рентабельной.

Цена на редкоземельные также может внезапно повлиять на повышение рентабельности. Сейчас самыми дешевыми являются лантан и церий (первые доллары за килограмм), самыми ценными – диспрозий и тербий. В 2022 году килограмм чистого тербия стоил более 2 тыс. $, в прошлом году – 810$.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА
Источник материала
loader
loader