С 1 сентября этого года в украинских учреждениях высшего образования и колледжах будут преподавать для студентов-второкурсников обязательный курс по базовой военной подготовке. Студенты после его завершения примут присягу и получат военную специальность. Однако эксперты считают, что существует риск того, что БОВП может превратиться в имитацию военной подготовки, поскольку не хватает средств для внедрения курса, а также нужно найти преподавателей и инструкторов, пишет редактор отдела образования и науки ZN.UAОксана Онищенко в статье"Обязательная военная подготовка для студентов: готова ли к этому Украина?".
"Пока на эти два вопроса (где взять средства и людей. - ред.) не будет ответа, все это имеет большую угрозу превратиться в имитацию, когда, как и военная кафедра в свое время, учебное заведение будет договариваться с учебным центром, что те закрывают на все глаза и ставят оценку "все хорошо". А если это еще будет заканчиваться военной присягой, это будет катастрофой", - отметил капитан 12-й бригады "Азов" Национальной гвардии Украины Игорь Якубовский.
Университетам нужны преподаватели для преподавания теоретической части этого курса, а также инструкторы в учебных воинских частях и на полигонах для практической ее части. Онищенко отмечает, что это должны быть люди, у которых есть опыт ведения современной войны, а поиск и преподавателей, и инструкторов для ЗВО является проблемой. По ее словам, зарплата в университетах в размере 10 тысяч гривень вряд ли повлечет наплыв хороших специалистов из числа ветеранов и преподавателей.
Автор статьи приводит слова ректора Киевской школы экономики Тимофея Брика, что даже на зарплату в две тысячи долларов университету будет трудно найти специалиста, который имеет высокую квалификацию и опыт и мог бы координировать военную подготовку студентов-второкурсников. Он считает, что в этой ситуации есть "реальный кризис кадров".
"Что делать? Ответ таков, что (университетам. -ред.) надо просто делать все. Если вы можете немножко это аутсорсить, если можно работать с собственно военными частями, надо работать с ними. Если можно нанять ветеранов, будем нанимать. И у нас нет выбора. Будем выращивать своих специалистов, но это путь на годы вперед", - советует ректор КШЭ.
Заместитель директора департамента военного образования и науки Минобороны Максим Касьяненко указал, что государство также делает определенные шаги по БОВП, но их недостаточно. Касьяненко отмечает, что военные высшие учебные заведения сейчас перегружены, поскольку преподаватели занимаются не только подготовкой курсантов, но и параллельно их привлекают к организации курсов для преподавателей базовой общей военной подготовки.
По его словам, около 500 человек прошли обучение для преподавания теоретической части БОВП, но он указывает, что этого явно недостаточно, чтобы покрыть потребности.
Онищенко также обращает внимание на то, что не меньшей является проблема с привлечением инструкторов из центров подготовки и воинских частей, поскольку те и так загружены подготовкой военных. Руководитель аналитического отдела фонда "Повернись живим" Антон Муравейник заявил, что сейчас вместо 10 на одного инструктора приходятся сразу 70 человек.
Командир батальона 95-й отдельной десантно-штурмовой Полесской бригады Ярослав Секрет считает, что программа БОВП сейчас практически невозможна на балансе воинских частей.
"Возможно, это будет более действенно на базе учебных центров, но нужно будет дополнительно создавать какие-то учебные батальоны или учебные роты с сухопутными и десантно-штурмовыми войсками, инструкторами", - объяснил он.
Военный утверждает, что выходом из этой ситуации может стать сотрудничество с учебными центрами, однако для этого нужно сначала создать систему такого сотрудничества.
Народный депутат Инна Совсун указывает, что по данным Министерства обороны, подготовка одного студента по курсу базовой военной подготовки будет стоить около 82 тысяч гривень. Совсун отмечает, что на этот курс в Министерстве образования есть 62 миллиона.
"Путем несложных математических действий мы можем посчитать, что этих средств хватит на подготовку 756 студентов. В то же время у меня есть ответ Министерства финансов, которое подтвердило цифру 62 миллиона и сказало, что это деньги на подготовку 67 тысяч студентов. Неизвестно, почему именно на 67 тысяч, если их можно ждать около 100 тысяч, но это уже другой вопрос", - отмечает она.
Депутат указывает, что государство на одного студента реально выделяет 920 гривень вместо 82 тысяч.
"Зная опыт KSE по военной подготовке, я вам скажу, что 920 гривень для подготовки не хватит и близко, даже если предположить, что эти деньги — лишь часть суммы, а после нового года к ним добавят еще из нового бюджета", - добавляет Совсун.
В то же время заместитель министра образования и науки Михаил Винницкий отметил, что сумму в 62 миллиона гривень планируют выделить не на весь курс БОВП и не на всех студентов, а только на теоретическую ее часть и на половину студентов.
"Деньги нужны, уважаемые народные депутаты и депутатки. В ваших руках бюджет", - заявляет Винницкий.
Онищенко отмечает, что даже при оптимистическом сценарии, если государство найдет средства на курс базовой военной подготовки, то нехватка инструкторов и преподавателей останется. Автор статьи отмечает, что государству стоит хорошо задуматься нам тем, запускать ли уже в этом году курс БОВП по всей стране, или постепенно масштабировать его как эксперимент в определенных областях.
Онищенко задает вопрос, почему за несколько месяцев до начала этого курса, существует много нерешенных проблем, если базовая военная подготовка молодежи и защита государства является приоритетом. Автор статьи напоминает, что постановление Кабинета Министров Украины относительно БОВП было принято еще в прошлом году.
"Я очень хорошо помню, когда прошлую зиму и весну мы сидели целыми ночами с МОУ и Генштабом в том числе. И нас убеждали: давайте мы начнем этот эксперимент, давайте мы сделаем эту БОВП. Как раз было полтора года для того, чтобы это заработало. Я не знаю, это вопрос к Кабмину в целом, или это к МОН, или к любым другим органам, неважно", - отмечает народный депутат Соломия Бобровская.
Парламентарий называет провалом то, что государство за полтора года не смогло наладить БОВП и "поставить это на рельсы".