Американские и израильские силы оказали миру услугу, значительно замедлив иранскую ядерную программу, неважно, на некоторое время или надолго. Но если США сейчас не обеспечат заключение соглашения с иранским режимом, которое наложит строгие и долгосрочные ограничения на его ядерную деятельность, риски атаки США на ядерные объекты Ирана могут оказаться напрасными.
Дебаты в Вашингтоне о том, были ли ядерные возможности Ирана полностью уничтожены или могут быть восстановлены за несколько месяцев, упускают главное. Точная оценка ущерба займет недели, а не дни, и, вероятно, потребует возвращения международных инспекторов на объекты в Исфахане, Натанзе и Фордо. Еще важнее — до сих пор неизвестно, где находятся запасы высокообогащенного урана Ирана. Возможно, передовые центрифуги скрыты.
Кроме того, не все ядерные ученые страны погибли. Нельзя исключать, что режим соединит эти три фактора и попытается быстро создать примитивное ядерное оружие, считает редакционная коллегия Bloomberg.
Теоретически, особенно если повреждения иранских возможностей действительно масштабны, США и Израиль могут надеяться контролировать страну с помощью спутников и разведки, а в случае обнаружения угрозы — наносить новые авиационные и ракетные удары.
"Однако это рискованно: некоторые скрытые действия могут остаться незамеченными, а многократные удары будут дорогими и все более опасными, особенно когда иранская армия восстановит свои оборонительные силы. Подобная стратегия не смогла предотвратить смертельные атаки ХАМАС 7 октября", — добавляют в агентстве.
Хотя США имеют сильные позиции для ведения переговоров, их энтузиазм в отношении них, кажется, ослабевает. Президент США неоднократно высказывал мнение, что удары были настолько эффективными, что сделка может быть и не нужна, а также демонстрировал раздражение из-за нежелания Ирана вести диалог. Тем временем режим в Тегеране прекратил связь с Международным агентством по атомной энергии.
Даже если те лидеры в Тегеране, которые предпочитают дипломатию, в конце концов победят своих жестких соперников, они не просто пойдут навстречу требованиям США. Достижение соглашения, приемлемого для всех сторон, потребует терпения и сдержанности — черт, которых явно не хватает этой администрации.
"Впрочем, эти усилия стоят того. Если США хотят гарантировать безопасность для себя и Израиля, им следует использовать свои нынешние преимущества, чтобы добиться заключения прочной сделки, которая надолго ограничит ядерные амбиции Ирана. Основные условия уже хорошо известны: проверки должны быть более тщательными, чем раньше; любые обогатительные работы должны проводиться за пределами страны под строгим контролем США; режим должен сдать все остатки современных центрифуг и высокообогащенного урана", — утверждает редакционная коллегия.
В то же время Белый дом может принять меры для укрепления своей репутации как надежного партнера в переговорах. Он может официально отказаться от цели изменения режима в Иране и подтвердить это уменьшением военного присутствия в регионе. Также можно предложить реалистичный поэтапный план снятия санкций и обеспечить публичную поддержку переговорной стратегии со стороны Израиля, который обязался не подрывать ее.
Имея влияние на республиканцев, президент также будет иметь гораздо больше шансов, чем его предшественник, получить детальное соглашение, ратифицированное Конгрессом как договор, который заверит иранских лидеров в том, что его не сможет легко отменить другая администрация.
"Никто не ставит и не должен ставить под сомнение храбрость американских пилотов истребителей В-2 или тактические навыки американских и израильских военных. Но только дипломаты могут завершить начатое дело", — подытожили в Bloomberg.
Напомним, президент США Дональд Трамп 25 июня, заявил, что Вашингтон и Тегеран на этой неделе проведут переговоры по иранской ядерной программе. Также Трамп сказал, что американские удары по Ирану способствовали быстрому завершению войны между Израилем и Тегераном.
В то же время Иран отрицает анонсированное президентом США Дональдом Трампом возобновление ядерных переговоров, ослабляя перспективы дипломатии. В Тегеране говорят, что "некоторые предположения о возобновлении переговоров не следует воспринимать серьезно".