Стратегии рынка труда, которые могут сделать Украину сильной
Стратегии рынка труда, которые могут сделать Украину сильной

Стратегии рынка труда, которые могут сделать Украину сильной

Стратегии рынка труда, которые могут сделать Украину сильной

Может ли самый глубокий кризис стать точкой отсчета для мощнейшего экономического скачка? Украинский рынок труда нуждается не просто в восстановлении, а в полном качественном переформатировании, с новым фокусом на рост человеческого капитала и благосостояния украинцев.

Беспрецедентность вызванных войной изменений — мобилизации (и в значительной степени попыток ее избежать), массовой миграции, демографических изменений, разрушения инфраструктуры — требует экстраординарных решений (см. рис. 1). Но именно в этих изменениях кроются возможности. Мы в Центре социальных изменений и поведенческой экономики (ЦСИПЭ) в своих исследованиях и моделировании уже четко видим тенденции адаптации и вектора потенциальных трансформаций, внушающих надежду.

Война заставляет Украину не просто восстанавливать, а полностью изменить понимание человеческого капитала, превращая его в драйвер экономической состоятельности через целенаправленные инвестиции и инновационные подходы, которые приведут к ощутимому экономическому росту.

Последствия войны

Война создала беспрецедентный дефицит кадров, который стал болезненной реальностью для украинской экономики. Мобилизация забрала значительную часть трудоспособного населения, в основном мужчин в возрасте 25–60 лет. Этот отток усиливается миграцией, и, как свидетельствуют данные, сегодня 74% компаний сообщают о нехватке рабочей силы. А вакантность позиций достигла 32%.

Человеческие потери и социальные трансформации усугубляют кризис. За два года полномасштабной войны количество людей с инвалидностью в Украине увеличилось на 300 тысяч, достигнув отметки около трех миллионов. Это требует немедленной и эффективной реинтеграции людей с инвалидностью в рынок труда.

Психологическое состояние нации также вызывает тревогу. Так, 68% украинцев сообщают об ухудшении состояния своего здоровья по сравнению с довоенным периодом, а 46% страдают от проблем с психическим здоровьем. На это состояние влияет и потеря мотивации из-за экономической нестабильности.

Разрушение экономической инфраструктуры привело к потере около 15,5% рабочих мест (2,4 миллиона работников) в 2022 году. Это также создает драматичные региональные дисбалансы, например, в 2024-м дефицит кадров в оборонно-промышленном комплексе достиг 30%.

Миграционный вызов — еще одна составляющая этой непростой мозаики. Сейчас около 4,9 миллиона украинцев имеют статус внутренне перемещенных лиц (ВПЛ). И хотя 63% из них смогли найти новую работу, их интеграция остается ключевым вызовом.

Еще более угрожающей является внешняя миграция. После 2022 года около 6,8 миллиона украинцев выехали из страны, из них 4,2 миллиона находятся под временной защитой в ЕС. Подавляющее большинство этих людей — молодежь и лица среднего возраста, чье отсутствие является прямой потерей интеллектуального и экономического потенциала, что значительно замедляет восстановление.

Стратегии и ожидаемые результаты

Может ли Украина превратить эти вызовы в возможности для качественного скачка? Да. Но достичь ощутимых результатов мы можем только через стратегические инвестиции в человеческий капитал и инновационные подходы.

Масштабы проблемы и пути ее преодоления выкристаллизовались благодаря работе ЦСИПЭ в рамках проекта «Трансформационное восстановление ради безопасности людей в Украине» при содействии Программы развития ООН (ПРООН) в Украине и финансовой поддержке правительства Японии. В рамках проекта разработаны Зеленая (аналитическая) и Белая (государственные политики) книги, а также Стратегия повышения экономической состоятельности населения Украины.

  1. Гибкость и цифровизация — путь к инклюзии.

Для осознания важности этого аспекта стратегии надо понять, что сейчас до 1,5 миллиона украинцев работают в официальной и (чаще всего) неофициальной «гиг-экономике», а 12,1% городского и 35,9% сельского населения, а это около 2,2–2,5 миллиона человек, вообще заняты неформально. Это свидетельствует о высоком запросе на гибкость и адаптивность украинского рынка труда.

В этом контексте нам необходимо модернизировать трудовое законодательство, чтобы легализировать и обеспечить социальную защиту этих форматов занятости. Параллельно нужно инвестировать в цифровую инфраструктуру, чтобы расширить доступ к высокоскоростному интернету более 90% населения уже в 2025 году.

Это позволит не только легализировать значительную часть теневой экономики, увеличив налоговые поступления, но и расширить экономическую активность. Благодаря гибкости и доступности дистанционных вакансий, мы можем привлечь дополнительно 0,5–1 миллион человек матерей с детьми, людей старшего возраста, жителей отдаленных регионов к официальной занятости, повышая их производительность путем доступа к цифровым инструментам и образовательным ресурсам.

  1. Реинтеграция и развитие человеческого капитала — инвестиции в будущее.

Еще одна проблема заключается в том, что всего 10% ветеранов и 15% внутренне перемещенных лиц получили доступ к переквалификации в 2023 году, что является критически низким показателем. Кроме того, существует значительная возрастная дискриминация (эйджизм) — 60% работодателей отдают предпочтение кандидатам моложе 40 лет и только 15% предлагают безбарьерные условия труда для инвалидов.

Необходимы комплексные программы реинтеграции, такие как психологическая помощь, переквалификация и менторство, а также целевые государственные стимулы для борьбы с дискриминацией. Адаптация образования к рыночным потребностям является императивом.

Реализация таких программ позволит тысячам ветеранов и ВПЛ не просто найти работу, а стать полноценными участниками экономики, создавая добавленную стоимость. Наша цель — повысить трудоустройство ВПЛ до 80–85%, а ветеранов — до 90% на протяжении следующих 3–5 лет.

Благодаря целенаправленному переобучению и инвестициям в профессиональное образование, мы можем закрыть до 50% существующего дефицита кадров в ключевых отраслях, одновременно снижая социальную нагрузку, поскольку люди станут самообеспеченными налогоплательщиками (см. рис. 2).

  1. Стимулирование предпринимательства и инноваций — двигатель роста.

Несмотря на все трудности, 62% украинцев находят значительный смысл в том, чем занимаются, что свидетельствует о мощном внутреннем потенциале для предпринимательства.

Важно уже сегодня начинать вводить налоговые и финансовые стимулы для предпринимательства — особенно для ветеранов, женщин, молодежи. Также необходимо упростить регуляции и процедуры доступа к финансированию и менторству.

В результате этого малый и средний бизнес, поддержанный государством, станет основным источником новых рабочих мест, генерируя сотни тысяч новых вакансий на протяжении первых трех лет имплементации программы.

Это окажет непосредственное влияние на рост национальной экономики, добавляя 1–2% к ВВП ежегодно за счет диверсификации и инноваций, что значительно повысит экономическую состоятельность населения через расширение возможностей для самореализации и создания благосостояния.

Стратегия вывода человека в социальную норму

Конечной целью социальной политики Украины должны стать не столько количественные показатели поддержки, сколько качественный результат — вывод человека в состояние социальной нормы, то есть экономической самостоятельности, активности, ответственности и независимости. Постоянная зависимость от государственных дотаций является аналогом хронической болезни, что не способствует счастливой жизни.

Социальная политика должна работать на профилактику и предупреждение уязвимостей. Надо понимать три основные категории социальных уязвимостей, которые приводят к экономической несостоятельности, требуют целевых решений.

Рождение детей. У семей с тремя и больше детьми высокий риск бедности. Для таких семей необходимо расширить программу «Муниципальная няня», ввести социальные услуги. Это не только обеспечит надлежащее развитие детей, но и повысит рождаемость и, что критически важно, экономическую активность женщин, позволяя матерям быстрее вернуться к работе (в идеале уже через шесть месяцев после рождения ребенка).

Инвалидность. Только 16% лиц с инвалидностью в Украине официально трудоустроены, тогда как в ЕС этот показатель составляет 50–70%. С января 2026 года вступает в силу новый закон, предусматривающий целевые взносы вместо санкций, субсидии на рабочие места, социальное сопровождение и квоты по тяжести инвалидности. На наш взгляд, эти изменения не только повысят экономическую состоятельность людей с инвалидностью, но и существенно помогут решить проблему нехватки рабочей силы в Украине, минимизируя будущую зависимость от мигрантов.

Активное долголетие. Отсутствие культуры профилактики здоровья в Украине приводит к тому, что люди старшего возраста часто не имеют возможности вести активную жизнь. Развитие таких социальных услуг, как поддерживаемое проживание в небольших домах на 8–20 человек или государственная покупка социальных услуг, в частности для ВПЛ, и привлечение бизнеса в экономику ухода, по нашему мнению, будет способствовать созданию человекоцентричной системы ухода. Это позволит людям оставаться активными и экономически продуктивными, а их родственникам — активно вовлеченными в экономическую деятельность, что будет способствовать общему росту ВВП. В целом одной из национальных идей должно стать активное долголетие до 75 лет.

Официализация занятости. В результате внедрения предложенной стратегии можно достичь существенного роста ВВП. Да, рост экономически активного населения на 10 п.п. и официального трудоустройства на 10 п.п. (чего реалистично достичь на протяжении двух лет) приведет к росту ВВП на 16%.

Посттравматический рост

Систематическая имплементация упомянутых стратегий приведет к ощутимым результатам — гибкий и инклюзивный рынок труда обеспечит значительное снижение безработицы, рост производительности труда, увеличение налоговых поступлений, повышение благосостояния и укрепление социальной устойчивости.

По нашим прогнозам, хотя спрос на рабочую силу будет расти в 2025–2027 годах более быстрыми темпами (+10%), чем ее предложение (+7%), приведенные выше целенаправленные действия позволят в значительной мере сбалансировать рынок.

Украина, выстоявшая под шквалом ракет, стоит на пороге трансформации — от страны, борющейся за выживание, до лидера в создании инновационного и человекоцентричного рынка труда. Это реалистичная цель, достижение которой обеспечит не только экономическое восстановление, но и фундаментальную устойчивость нации.

Источник материала
loader