/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F45%2Fe03772a1370a5a0c9122596df4cf1e51.jpg)
"Деньги распыляли годами": новый руководитель Октябрьского дворца о том, как обновят площадку и сколько заработает государство
Дмитрий Сидоренко о новой эре площадки, угрозах, закрытых дверях и 120 миллионах для государства
Знаковой культурный центр столицы перешел в новые руки. В четверг, 10 июля, в стенах Октябрьского дворца, официально известного как Международный центр культуры и искусств (МЦКИ), было подписано смену управителей. Договор заключен до конца мая 2030 года. Правда, событие прошло не без конфликтов – обе стороны настаивают на своих полномочиях.
После результата конкурса на Prozorro новым управляющим дворца стал известный культурный менеджер и основатель фестиваля Atlas Weekend Дмитрий Сидоренко и его компания "Комбинат Плюс".
Решение Национального агентства Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений, (АРМА) принято на фоне громких обвинений в предыдущем менеджменте — Федерации профсоюзов Украины (ФПУ). Известно, что государственный бюджет годами не получал доходов от деятельности культурных центров, а бывшие управляющие являются фигурантами уголовных дел
"Телеграф" поговорил с Дмитрием Сидоренко о том, что означает это изменение для государства, каким видит новую жизнь МЦКИ и какая судьба ждет сотрудников дворца.
— Дмитрий, кто сейчас физически находится в помещении Октябрьского дворца? Есть ли у вас доступ ко всем частям объекта?
— К сожалению, у нас пока нет доступа ко всем помещениям. Многие двери закрыты, нам отказываются их открыть. Будем действовать исключительно в правовом поле — либо договариваться, либо требовать открытия через юридические механизмы. Если это не сработает, то придется физически изменять сердцевины замков и ключи.
— Если вас не будут пускать физически реализовывать реформы во дворце, будете иметь поддержку от администрации города и правоохранителей?
— Да, в первую очередь со стороны АРМА. Также полиция, все структуры, поддерживают нас в рамках закона.
— В своем сообщении в Instagram вы упомянули "тех, кто десятилетиями зарабатывал на дворце". Кого именно имели в виду?
— Смотрите, я не расследовал эти дела. Вся эта информация находится в публичном доступе. Речь идет об уголовных производствах, которые касаются фактически "распила" государственного имущества предыдущими управленцами. Если не ошибаюсь, речь идет о 800 или даже 1000 объектах, которые были арестованы и переданы государству.
"Октябрьский" — лишь один из них. По нему тоже ведутся расследования, в частности есть решение ВАКС (Высшего антикоррупционного суда), который несколько лет назад вынес постановление об аресте. Есть фигуранты, и эти фамилии легко найти — они находятся в открытом доступе. Я не хочу называть кого-то конкретно, чтобы не распространить что-то неточное или неправдивое.
— Видели ли финансовые отчетности прошлых управляющих?.. По документам ли они зарабатывали?
— Пока мы ничего полного не видели. Мы только обратились к господину Юрию Бобиру (директор МКЦМ "Октябрьский дворец" — ред .) с просьбой передать нам все документы: кто арендовал помещения, на каких условиях, какие события запланированы, какие были подписки.
Нам передается не компания, а объект недвижимости. Соответственно, должна быть передача обязательств: чтобы предыдущие управляющие вернули средства клиентам, а те в свою очередь перечислили их нам. Это необходимо, чтобы не было накладок с арендами и событиями.
Мы настроены максимально корректно и не хотим, чтобы что-либо отменялось или останавливалось. Будем стремиться, чтобы смена управляющего минимально коснулась тех, кто уже работает во дворце — будь то школа танцев или культурный проект. Мы открыты для диалога со всеми.
— А что будет с сотрудниками? Предложите им официальную занятость или они должны уйти?
— Пока трудно сказать. Мы будем говорить и договариваться с каждым индивидуально. Решения будут приниматься по ситуации.
— Было ли давление или угрозы с момента оглашения вас победителем конкурса?
— Да, были неформальные угрозы. Например, нам передавали, что могут "сжечь кресла" во дворце, или что будет создан хаос, который сделает невозможным нормальную работу. Это все неофициально, через посредников.
Слава Богу, ничего из этого не вышло. Пока все проходит более-менее адекватно, за что я благодарен всем сторонам. Надеюсь, что так будет и дальше. Мы, собственно, и пригласили журналистов, чтобы все происходило прозрачно, и чтобы в случае провокаций это было зафиксировано. Спасибо, что пришли. Верим, что все удастся сделать мирно, спокойно и в интересах государства и общества.
— Что делать организаторам событий, которые уже внесли подписку?
— Мы сможем ответить на этот вопрос, как только мы разберемся с ситуацией. Сейчас еще сами нет полной информации, но уже сегодня оказалось, что запланированы культурные события во дворце. Будем делать все, чтобы ничего не переносилось.
— Что именно изменится во дворце через 5 лет? Назовите список ключевых обновлений
— Прежде всего — техническая модернизация: звук, свет, экраны. Это то, что можно сделать уже в ближайшие недели и месяцы, чтобы технический райдер вышел на уровень, достойный этого пространства.
Также в приоритете обновление туалетов, фойе, фудкортов, баров. Хотим убрать остатки "советчины". Например, те бутерброды с колбасой — это вроде бы ностальгия, но мы хотим придать этому новую форму. Возможно, что-то символическое и оставим, но подадим это в современном стиле.
Отдельная история — это перезапуск бренда. Мы еще решаем: оставить название МЦКМ, но осовременить его, или создать новое. Это будет одно из первых решений в ближайшие недели.
— Некоторые представители культурного сообщества выражают опасения, что после обновления дворца там не останется места для высокого искусства, недорогих или социальных инициатив. Что вы скажете на это? Не превратится ли дворец в "еще один Atlas"? И будете ли открыты для сотрудничества с театрами, оркестрами и тому подобное?
— Напротив, мы хотим только расширять такие форматы. Планируем создать рабочие просторы, звукозаписывающие студии, театральные локации. Мы хотим модернизировать эти направления и сделать их технически современными, с ремонтами и удобными условиями.
У нас нет планов превратить дворец в бизнес-центр, где все этажи сдаются под офисы, а зал под корпоративы. Мы хотим больше крутых событий — и украинских, и международных.
Это не о "еще одном Atlas", это о поднятии уровня всего комплекса. И, кстати, мы очень открыты к сотрудничеству с театрами, оркестрами, образовательными проектами и, наоборот, хотим их поддержать.
— Вы также указывали в своем сообщении, что дворец станет простором для событий нового уровня. А что именно вы имели в виду? Ведь в Октябрьском дворце часто проходили именно такие события с молодыми и современными коллективами.
— Я ни в коем случае не хотел никого обидеть. Во дворце действительно уже происходили очень крутые события — я и сам здесь организовывал концерты, в частности, выступление известного американского саксофониста Кенни Джи (англ. Kenny G), победителей "Евровидения" и многое другое.
Мы просто хотим увеличить это количество, дать площадке еще больше возможностей. До этого было хорошо – теперь хотим сделать еще лучше.
— Есть ли уже общая финансовая модель управления дворцом: кто будет инвестировать в модернизацию и кто будет зарабатывать?
— Ну зарабатывать будет государство. Исключительно. В этой истории для нас в первую очередь идейный компонент. Мы видим в этом большой благотворительный смысл. Кроме того, это усиление наших других бизнесов, наше преимущество репутации.
А сама модель очень проста: мы ежемесячно платим государству минимум 2 миллиона гривен, независимо от расходов. То есть сколько бы мы ни вложили, эта сумма не меняется.
Если сосчитать, за 5 лет это 120 миллионов гривен гарантировано. И это минимум. Сверху до этого мы планируем вкладывать десятки миллионов: в модернизацию, инфраструктуру, технику.
Дополнительно: Предыдущие управляющие Октябрьского дворца заявили "Телеграфу", что до сих пор считают себя законными владельцами. Они имеют на руках соответствующий документ и планируют подавать апелляцию в суд.
О юридических нюансах ситуации "Телеграфу" рассказал заместитель председателя АРМА Павел Великореченин. По его словам, в суде интересы государства представляет офис Генерального прокурора.
"Действительно, по этому объекту существует несколько постановлений об аресте", — объясняет Великореченин. — "Иногда суды их отменяют, но важно, что уже на следующий день по нашим письмам Государственное бюро расследований вместе с Офисом Генпрокурора подают новые ходатайства об аресте. Суды эти ходатайства поддерживаются"
Именно поэтому АРМА не видят никаких рисков того, что предыдущим управляющим удастся вернуть Октябрьский дворец под свой контроль.
"Если один арест отменяется — накладывается новый. Это привычная судебная практика. У нас есть несколько подобных кейсов, где аресты систематически отменяются и возобновляются, а затем подтверждаются в апелляционной инстанции", — говорит представитель службы.
По словам Великоречанина, в АРМА видели налоговую отчетность предыдущих управляющих, подтверждающую, что в бюджет платили меньше миллиона гривен.
"При этом, если посмотреть на афиши Октябрьского дворца, там ежедневно проходили театральные представления. Билеты стоили от 400 до 2000 гривен. На одном мероприятии могли зарабатывать минимум 2 миллиона гривен", — отмечает он.
Проходили ли эти средства мимо учета именно через наличные, представитель АРМА, сказать не может, поскольку агентство не занималось операционной деятельностью.
Впрочем, теперь, когда объект передан новому управляющему, будет открыт спецсчет в государственном казначействе. И все финансовые потоки станут прозрачными. Если будут выявлены факты уклонения от уплаты налогов или незаконного ведения хозяйственной деятельности, это уже вопрос уголовной ответственности.
Напомним, еще в ноябре 2020 года Печерский районный суд Киева впервые наложил арест на Октябрьский дворец и другие принадлежащие Федерации профсоюзов объекты в рамках уголовного производства о хищении государственного имущества в особо крупных размерах. Имущество передали в управление Национального агентства по розыску и менеджменту активов (АРМА).

