/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F45%2F01edba2a7b3a6a2bbfaae4aa139b6786.jpg)
Налоговая увеличила проверки и штрафование простых украинцев и ФОП — что делать
Кто в зоне риска и как налогоплательщику защитить свои интересы
Не только крупный бизнес, но и простые люди (физлица) и физлица-предприниматели (ФЛП, по-украински — ФОП) в последнее время стали приоритетными для проверок Государственной налоговой службы, и тенденция будет только усугубляться. В этом убеждены налоговые юристы и это доказывается эксклюзивными ответами самой ГНС, которые получила редакция "Телеграфа". Мы выяснили, по каким причинам фискалы обычно проверяют и штрафуют рядовых граждан и ФОПов и что следует делать, чтобы не нарваться на проблемы.
Как проверяют простых физлиц
На весь 2025 год Государственная налоговая служба запланировала проверку 1027 физлиц, из которых 767 — это должны быть документальные плановые проверки с текущей корректировкой (на текущий момент отменили две проверки из-за смерти людей). Об этом в официальном ответе на запрос "Телеграфа" сообщил и. о. директора департамента налогообложения физических лиц ГНС Владимир Кизима.
Это лишь то, что по плану, впрочем, могут возникать и внеплановые, стихийные проверки в соответствии с текущими обстоятельствами.
Как уточнила "Телеграфу" адвокат Адвокатского объединения "Максим Боярчуков и партнеры" Ирина Босая, налоговики обычно интересуются простым человеком по следующим причинам:
- Выявление ошибок в налоговых декларациях и недостоверность предоставленных данных.
- Несоответствие данных в декларациях информации, полученной из других источников.
- Непредставление или несвоевременное представление декларации.
- Наличие высокого уровня риска, определенного по критериям ГНС (например, значительные доходы, несоответствие расходов и доходов) и другие.
"До полномасштабного вторжения налоговые проверки физических лиц, как правило, основывались на статьях 78 и 80 НКУ — основаниями были разногласия между задекларированными и фактическими доходами, значительные расходы, не соответствующие официальным источникам, а также нарушение кассовой дисциплины в случае осуществления хозяйственной деятельности без надлежащей регистрации. С 2022-го по почти 2024 год действовал мораторий на плановые проверки, однако налоговики активно использовали фактические проверки на основании жалоб потребителей, информации из других госорганов, а также для контроля за ценообразованием на социально значимые товары (ст. 69.27 НКУ)", — пояснил "Телеграфу" ситуацию адвокат АО "Gracers" Анатолий Сивоздрав.
В то же время адвокат, Ph.D, руководитель практики защиты интеллектуальной собственности, управляющий партнер юридической компании Reliance Дмитрий Слободянюк уточнил, что усиленный интерес у налоговиков к следующим категориям лиц:
- К тем, кто совершает значительные операции по продаже недвижимости (две и более операции в течение года), автомобилей, другого имущества. Налоговая может проверять полноту декларирования дохода и правильность применения налоговых ставок.
- К тем, кто декларирует значительные налоговые скидки. К примеру, за обучение, ипотеку. Налоговая может проверять подлинность документов, подтверждающих право на скидку.
- К тем, кто получает значительные суммы на банковские счета от нерезидентов или от физических лиц, не являющихся близкими родственниками. Особенно если эти суммы не имеют четкого назначения или не соответствуют задекларированным доходам. Это может быть расценено как доход, подлежащий налогообложению.
- К лицам, которые являются блогерами, предоставляют услуги онлайн, осуществляют продажи через социальные сети без регистрации ФОП. Налоговая получает информацию от банков о поступлении денежных средств, а также может мониторить открытые источники информации.
- К политически значимым личностям и их родственникам, крупным бизнесменам. Эти категории лиц подлежат усиленному финансовому мониторингу и контролю со стороны разных государственных органов, включая налоговую. Их операции, происхождение средств и декларирование доходов являются предметом пристального внимания.
- К людям с большим состоянием, которые совершают крупные покупки (элитная недвижимость, дорогие автомобили, предметы роскоши). При отсутствии легальных задекларированных источников дохода, которые могли бы объяснить такие приобретения, налоговая может обратить внимание.
"Были случаи [проверки] и людей из среднего звена, без значительных накоплений, но которые, например, продали две квартиры в течение одного года или получили значительные суммы на карточные счета от разных лиц. То есть интерес может появиться к любому физическому лицу, если возникнут сомнения в полноте или достоверности его налоговой информации", — добавил "Телеграфу" Слободянюк.
К новинкам в подходах налоговиков во время инспекций простых людей он отнес такой аспект, как усиленный мониторинг банковских операций.
"Хотя прямого массового доступа к банковским счетам без решения суда налоговая не имеет, в то же время усиливается сотрудничество с банками по выявлению "рисковых" операций. Банки обязаны сообщать о крупных или нетипичных операциях. Налоговая также может получать информацию по запросу относительно конкретных лиц. Обращают внимание на систематические поступления значительных сумм на карточные счета от разных физических лиц, особенно если это не заработная плата, пенсия или другие официальные доходы. Могут расценивать такие поступления как доходы от предпринимательской деятельности без регистрации ФОП или другие доходы, которые подлежат налогообложению", — пояснил Дмитрий Слободянюк.
И добавил еще три направления работы фискальных служб:
- Мониторинг объявлений и социальных сетей. Налоговики могут мониторить интернет-ресурсы (OLX, Facebook, Instagram), где физические лица предлагают товары или услуги (например, пошив одежды, маникюр, репетиторство, продажа подержанных вещей и т.п.). Если выявляются признаки систематической коммерческой деятельности, могут посылать запросы с требованием предоставить объяснения об источниках доходов или даже вызвать для дачи объяснений.
- Запросы об источниках происхождения средств при больших покупках. Хотя это не прямая проверка, банки и нотариусы могут потребовать доказательства происхождения средств при покупке дорогостоящего имущества. В случае сомнений информация может быть передана в Налоговую.
- Контроль за иностранными доходами и валютными операциями. Увеличение количества украинцев за границей и возвращение их в Украину, а также релокация бизнеса привели к повышенному интересу.
Дополнительное направление и основание для проверки простого человека — это подозрения в операциях с криптовалютами, которые до сих пор полностью не легализованы в Украине (не принят закон о налогообложении в этой области), и уже зафиксированы такие транзакции (известно, что некоторые чиновники вносили их в официальные декларации).
Ирина Босая перечислила "Телеграфу" такие типичные нарушения, которые налоговые органы чаще всего фиксируют при проверках простых физлиц:
- Занижение налогооблагаемого дохода — это системное нарушение, которое выявляется через сравнение задекларированных доходов с расходами лица, в том числе в рамках контроля косвенными методами (ст. 78 Налогового кодекса).
- Аренда имущества без декларирования дохода — особенно распространена среди лиц, сдающих жилье посуточно или на длительный срок без регистрации договора и уплаты налогов. ГНС в 2023—2024 годах активно идентифицировала такие случаи через платформы типа OLX, Airbnb и т.д.
- Ведение деятельности с признаками предпринимательской без регистрации — например, систематическая продажа товаров или услуг через соцсети, мессенджеры или сайты без регистрации ФОП и без уплаты налогов. Это основание для применения административной или финансовой ответственности (ст. 164 КУоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях).
- Использование схем "номинального" ФОПа — когда физическое лицо открывает ФОП, но фактически не ведет самостоятельной предпринимательской деятельности, а лишь обслуживает потоки другого лица (заказчика, компании и т.п.). Это квалифицируется как уклонение от налогов.
"Эти типичные нарушения выявляются через анализ банковских операций, публичных источников, реестров недвижимости и взаимодействие с другими государственными органами. Контроль со стороны ГНС является частью рискоориентированного подхода, который все чаще применяется в отношении физических лиц независимо от уровня доходов", — подчеркнула Босая.
Анатолий Сивоздрав добавил, что налоговые органы особенно интересуются так называемым "средним классом" — не только публичными лицами или крупным бизнесом, но и обычными гражданами, у которых появляются существенные активы или доходы без должной отчетности.
"По результатам проверок часто доначисляют НДФЛ (налог на доходы физлиц), военный сбор, ЕСВ (единый соцвзнос) и штрафы за неподачу единовременных деклараций. В 2025 году мы также наблюдаем усиление подходов со стороны ГНС к проверкам операций, имеющих признаки трансграничных — переводы из-за границы, криптовалюта, работа через платформы типа Upwork и т.д. В этих ситуациях особенно важно иметь задокументированные источники дохода и объяснение экономической сути операций", — отметил Сивоздрав.
Как налоговики проверяют и штрафуют ФОПы
Во второе, и еще более широкое направление работы налоговиков во время действия военного положения юристы выделяют проверки и контроль работы ФОПов. Что доказывается официальной информацией.
Как сообщил "Телеграфу" Владимир Кизима из ГНС, органы Государственной налоговой службы показали такую динамику плановых проверок физлиц-предпринимателей, по которым у 100% были выявлены нарушения и произошли доначисления налогов:
- 2020 год — 406 проверок — 406 доначислений денежных обязательств;
- 2021—2023 годы — 0 плановых проверок из-за моратория на них, согласно разделу XX "Переходных положений" Налогового кодекса;
- 2023 год (после завершения моратория с августа) — 156 проверок — 156 доначислений;
- 2024 год – 908 проверок – 908 доначислений.
В прошлом году видим более чем двукратный рост количества плановых проверок по сравнению с довоенным 2020 годом.
Ежегодный график плановых проверок физлиц-предпринимателей утверждается (обнародуется на сайте ГНС) до 25 декабря на следующий год. Как уточнил Кизима, это происходит на основании системы рисков, по которой работают налоговики. Чем выше риск каждого ФОПа — тем чаще инспекции:
- Высокий риск – 1 раз в 1 год.
- Средний риск – 1 раз в 2 года.
- Незначительный риск – 1 раз в 3 года.
Но это только плановые документальные налоговые ревизии ФОПов. Еще есть внеплановые, и их гораздо больше. По ним ГНС тоже предоставила "Телеграфу" статистику, и видно, что в этой области доначисления налогов не были массовыми:
- 2020 год — 14 070 проверок и 5 650 доначислений (в 40,2% случаях);
- 2021 год — 31 178 проверок и 16 088 доначислений (51,6%);
- 2022 год — 9 708 проверок и 6 649 доначислений (68,5%);
- 2023 год — 9724 проверок и 7424 доначислений (76,3%);
- 2024 год — 6 894 проверок и 4 627 доначислений (67,1%).
"На мой взгляд, основными причинами увеличения проверок являются: дефицит бюджета и использование ФОПов в разных законных и не совсем схемах минимизации налогообложения", — прокомментировал "Телеграфу" ситуацию адвокат ЮФ "Ильяшев и Партнеры" Дмитрий Лазебный.
В то же время налоговики в цифрах доказали, что наказывали не все попавшие под внеплановые проверки ФОПы. Государственная налоговая служба предоставила следующие данные о численности инспекций, по результатам которых не было зафиксировано нарушений:
- 2020 год — 8420 проверок (59,8% от всех);
- 2021 год — 15 090 проверок (48,4%);
- 2022 год — 3059 проверок (31,5%);
- 2023 год — 2 300 проверок (23,7%);
- 2024 год — 2 267 проверок (32,9%);
- 2025 год (на 1 июня) — 1 113 проверок (не установлено).
Владимир Кизима перечислил "Телеграфу" следующие зафиксированные ГНС виды нарушений физлиц-предпринимателей, которые стали наиболее распространенными в 2020—2025 годах:
- Занижение общего облагаемого налогом дохода путем безосновательного завышения валовых расходов.
- Завышение расходов, связанных с получением доходов (товарно-материальные ценности, другие расходы), при отсутствии/непредоставлении в ходе проверки первичных документов.
- Нарушение правил регистрации плательщика налогов, налога на добавленную стоимость. Общая сумма осуществления операций по поставке товаров/услуг в течение последних 12 календарных месяцев совокупно превышает 1 млн грн.
После установления этих и других нарушений налоговики не только доначисляют неуплаченные налоги, но и выставляют штрафы, размер которых ежегодно растет. Кизима привел нам такую динамику общего размера штрафов по плановым и внеплановым проверкам ФОПов (в сумме):
- 2020 год — 691,7 млн грн;
- 2021 год — 319,6 млн грн (только по внеплановым проверкам);
- 2022 год — 159,5 млн грн (только по внеплановым);
- 2023 год — 1,6 млрд грн;
- 2024 год — 3,2 млрд грн;
- 2025 год (на 1 июня) — 3,2 млрд грн.
Видим рост в 4,5 раза, и в этом году будет установлен новый максимум.
"Среди причин роста штрафных санкций — не только возобновление планового контроля, но и повышение среднего размера доначислений: согласно аналитике DKT, средний штраф в 2025 году достиг 49 тыс. грн, против 15–20 тыс. в 2024-м. Такие тенденции объясняются более жестким подходом к проверкам первичных документов, расхождении в движениях средств между банковскими счетами и кассовой дисциплиной, особенно при смешанном использовании личных и бизнес-счетов", — пояснил Анатолий Сивоздрав.
Что и как можно обжаловать
Ирина Босая из АО "Максим Боярчуков и партнеры" после анализа ситуации выделила для "Телеграфа" следующие ключевые законодательные основания для налоговых проверок физлиц-предпринимателей:
- Подача декларации с отрицательным значением НДС на сумму свыше 100 тыс. грн или заявление НДС к бюджетному возмещению.
- Получение информации о нарушении налогового законодательства.
- Жалобы покупателей по поводу непредоставления налоговых накладных или ошибок в них.
- Неподача отчетности или уточняющих расчетов в установленные сроки.
- Контроль соблюдения кассовой дисциплины, порядка расчетных операций.
- Жалобы покупателей через StopViolationBot или горячую линию "Пульс" (например, о непредоставлении чеков РРО или о невозможности безналичного расчета).
- Получение информации о деятельности без государственной регистрации и многие другие.
"Как и до полномасштабного вторжения, так и после его начала, по нашим наблюдениям, наиболее распространенными проверками ФОП можно считать камеральные проверки, проводимые для проверки поданной отчетности", — отметила она.
Больше всего внимания налоговики уделяют проверке кассовой дисциплины малых предпринимателей: как с использованием обычных касс или РРО, так и через программные регистраторы расчетных операций (ПРРО), которые бизнесмены достаточно активно устанавливают в планшетах и смартфонах.
Дмитрий Слободянюк выделил нам такие меры налоговых органов по ФОПам:
- Активизация фактических проверок относительно РРО/ПРРО. Особенно в сфере торговли, общественного питания, услуг. Происходят контрольные закупки без предупреждения, проверка соответствия сумм в РРО/ПРРО фактической наличности, выдачи фискальных чеков, соблюдения кассовой дисциплины.
- Усиленный контроль за перемещением товаров. Особенно актуально для импортных и подакцизных товаров.
- Анализ цепочек поставок. Налоговая активно анализирует связи между ФОП и их контрагентами, чтобы выявлять рисковые операции, фиктивные сделки, "схемы" по минимизации налогов.
Ситуации могут быть разными. Где-то предприниматели действительно допускают много ошибок, где-то занимаются минимизацией налогообложения (что незаконно), а где-то налоговики откровенно придираются к мелочам, чтобы найти повод по крайней мере для минимального штрафа, не всегда справедливого.
Поэтому не следует пугаться и можно обжаловать налоговые доначисления и штрафы (пени) ГНС, что происходит достаточно активно. Владимир Кизима предоставил "Телеграфу" такую статистику обжалований по налоговым уведомлениям-решениям в административном порядке (в высший орган контроля в Налоговой) — без обращений в суд:
- 2020 год — 5391 жалоба на 6845 налоговых решений;
- 2021 год — 3 534 жалобы на 4 671 решение;
- 2022 год — 724 жалобы на 1 082 решения;
- 2023 год — на 1099 жалобы на 1 807 решений;
- 2024 год — 1 916 жалобы на 3 367 решений;
- 2025 год — 751 жалоба на 1 432 решения.
Немало дел пошло дальше – в суды.
"На 31 мая этого года за период с 2020 года по 31.05.2025 было открыто производство по 11 842 судебным делам, связанным с обжалованиями физическими лицами-предпринимателями решений органов ГНС по результатам проведенных проверок. Рассмотрено 9 227 судебных дел, из них: в пользу органов ГНС — 4 016 судебных дел и в пользу плательщика — 5 211 судебных дел. Остальные, 2 615 судебных дел, находятся на рассмотрении, решение не принято", — сообщил "Телеграфу" Владимир Кизима из ГНС.
Эксперты считают показатели достаточно оптимистичными.
"Судебный способ демонстрирует более высокую эффективность защиты прав — более 55% положительных решений в пользу плательщиков, особенно по сложным делам", — подчеркнула Ирина Босая.
Дмитрий Слободянюк отметил "Телеграфу", что проще всего обжаловать:
- Формальные нарушения процедуры проведения проверки. К примеру, отсутствие надлежащего приказа на проверку, отсутствие направления, нарушение сроков проведения проверки, непроведение проверки в установленном месте, ненадлежащее оформление акта проверки. Такие нарушения могут быть основанием для признания налогового уведомления-решения недействительным, даже если по сути нарушения были.
- Неправильное применение норм законодательства, которое не требует дополнительной оценки фактов. К примеру, налоговая неправильно применила ставку налога, не учла определенные льготы, прямо предусмотренные законом, или неправильно начислила пеню. Если факт бесспорный и противоречит закону, обжалование будет успешным.
- Претензии, основанные на противоречивых или недостаточных доказательствах налоговой. Если налоговый орган не предоставил достаточное количество доказательств для обоснования своих выводов. К примеру, акт проверки содержит общие фразы без ссылки на конкретные документы или факты.
Сложнее обжаловать :
- Претензии, связанные с достоверностью первичных документов. Скажем, Налоговая утверждает, что операция нереальная, фиктивная или что документы составлены с нарушением (отсутствие обязательных реквизитов, подписи неустановленных лиц). Здесь нужно доказывать реальность сделки, предоставлять дополнительные доказательства (платежи, акты выполненных работ, переписка, свидетельства).
- Претензии относительно соблюдения принципа "деловой цели". Налоговая может утверждать, что операция не имела разумной экономической причины и была осуществлена исключительно для уклонения от налогообложения. Доказать обратное может быть сложно, поскольку это требует обоснования экономической целесообразности операции.
- Претензии, основанные на значительных расхождениях в поданной отчетности или между данными плательщика и информацией от третьих лиц. Если есть очевидные несоответствия, необходимо их обосновать или объяснить.
Невозможно, по оценке Слободянюка, обжаловать (или очень мало шансов):
- Претензии, основанные на неоспоримых фактах и однозначных нормах законодательства, которые подтвержденны документами налогоплательщика. Например, если налогоплательщик сам предоставил документы, свидетельствующие о нарушении, или если нарушение очевидно и подтверждается банковскими выписками, данными РРО/ПРРО и т.п.
- Нарушения, признанные налогоплательщиком.
- Повторные претензии, которые уже были предметом судебного разбирательства, и решение суда вступило в законную силу не в пользу налогоплательщика.
Результат обжалования зависит от многих факторов: доказательной базы, сложности правовых норм, процедурных аспектов, судебной практики по тому или иному вопросу.
Что будет дальше
Опрошенные "Телеграфом" налоговые юристы убеждены, что налоговый интерес и проверки относительно простых физлиц и ФОПов будут только усиливаться. Дмитрий Лазебный из ЮФ "Ильяшев и Партнеры" привел нам такой алгоритм защиты интересов налогоплательщика:
- Проведение внутренней налоговой проверки текущих дел посредством налоговых юристов или адвокатов.
- Устранение слабых мест по результатам проведения внутренней проверки.
- Формирование правовой позиции и перечня доказательств, необходимых для защиты налоговых интересов налогоплательщика.
- Подготовка жалобы, подача ее в налоговую высшего уровня и сопровождение ее рассмотрения (административное обжалование налоговых доначислений).
- Подготовка и подача в суд административного иска об обжаловании налоговых доначислений (судебное обжалование налоговых доначислений).
"Самой уязвимой категорией остаются физические лица, имеющие значительные расходы без документального подтверждения источников дохода: приобретение недвижимости, дорогих авто, наличные операции", — признал Анатолий Сивоздрав.
А ФОПам настоятельно советуют не игнорировать запросы ГНС, предоставлять ответы и обязательно сохранять всю документацию.
"Налоговый учет и первичные документы должны храниться не менее 3 лет (1095 дней) со дня подачи налоговой отчетности, для составления которой они используются, а по операциям с недвижимостью — даже дольше", — добавил Дмитрий Слободянюк.
Ирина Босая сформулировала правила взаимодействия с налоговыми органами:
- Не игнорировать документы и запросы.
- Не предоставлять больше информации, чем требуется в запросе.
- Ведение официальной деловой переписки с фиксацией дат получения и отправки.
- Соблюдение сроков.
- Тщательная фиксация действий и возможных нарушений.
- Привлечение к решению вопроса профильного бухгалтера и адвоката.
В общие советы также входит исключительно официальное письменное общение с налоговиками и допуск их к проверкам только после предварительной проверки удостоверений, направлений и соответствующего приказа.
