Новый план президента Трампа по поставкам оружия Украине и его одновременная угроза суровыми санкциями в отношении торговых партнеров России отражают резкое изменение его позиции относительно войны, но его предложения оставляют ключевые детали непонятными, пишет газета The New York Times.
В частности, после заявления Трампа, эксперты усомнились в достоверности угрозы Трампа ввести 100-процентные тарифы в отношении торговых партнеров России, если президент РФ Владимир Путин не согласится на прекращение огня в течение 50 дней.
Издание отмечает, что масштабы взаимной торговли Китая с Россией включают почти 250 миллиардов долларов в год, включая огромный импорт нефти. Таким образом выполнение этой угрозы приведет к противостоянию Трампа с Пекином. Аналитики заявили, что Трамп вряд ли рискнет возобновить конфронтацию со второй по величине экономикой мира из-за Украины, судьба которой, по его мнению, давно не является важной для Соединенных Штатов.
Трамп также известен тем, что устанавливает дедлайны, которых не придерживается, что вызывает вопрос о том, будет ли он вообще действовать, если истечет 50-дневный срок, установленный им для Путина.
"Как и соглашение по полезным ископаемым, план, объявленный Трампом в понедельник, отражает его транзакционный характер и обещает Соединенным Штатам неожиданную прибыль от покупки американского оружия Европой. Он также защищает президента, который долго ставил под сомнение многочисленные передачи администрацией Байдена оружия и денег Украине, от обвинений в том, что он меняет курс и тратит больше денег на войну", - отмечает издание, но добавляет, что многое зависит от того, что на самом деле означают слова Трампа.
Старший научный сотрудник аналитического центра "Приоритеты обороны", который выступает за сдержанную военную политику за рубежом, Дженнифер Кавана заявила, что Путин отклонил мирные предложения США, потому что "он не готов прекратить боевые действия".
"Он оценивает, и, по моему мнению, справедливо, что Россия имеет преимущество на поле боя, и что Соединенные Штаты или Европа не могут сделать много, чтобы оказывать на него давление или навязывать существенные расходы. Дальнейшая помощь Украине вряд ли существенно изменит военный баланс, и Путин готов выдержать расходы на дополнительные санкции", - сказала она.
Госпожа Кавана считает, что стратегия США по бессрочному вооружению Украины "не является устойчивой", и добавила, что размер существующих арсеналов оружия в Европе и Соединенных Штатах ограничивает то, что может быть отправлено в Украину в ближайшее время.
Многое также непонятно относительно экономических угроз Трампа, в частности насколько они правдоподобны.
Ведь хотя Трамп и заявил о готовности ввести 100-процентные тарифы как в отношении России, так и к ее торговым партнерам после 50 дней без соглашения о прекращении огня, прямые тарифы на импорт США из России не будут иметь существенного влияния на экономику России.
По данным Офиса торгового представителя США, в 2024 году США импортировали российских товаров только на сумму около 3 миллиардов долларов. Большая часть этой суммы состоит из российского экспорта в Америку, который считается необходимым, включая удобрения, железо, сталь и уран для американских ядерных реакторов. Непонятно, намерен ли Трамп ограничить эту торговлю. Соединенные Штаты, в свою очередь, экспортируют в Россию товаров лишь на мизерные 500 миллионов долларов.
Угроза Трампа ввести "вторичные" тарифы на любую страну, которая торгует с Россией, может иметь гораздо большее влияние, особенно когда речь идет об энергетическом секторе России. Российская экономика выдержала суровые санкции в значительной степени благодаря постоянному экспорту нефти и газа в страны, которые не входят в режим санкций, возглавляемый Западом.
В частности, спасителями России являются Китай и Индия, которые воспользовались более низкими ценами на энергоносители, которые Россия может контролировать после потери своих западных покупателей после вторжения в Украину в феврале 2022 года. Обе страны ежегодно вливают эквивалент десятков миллиардов долларов в кремлевскую казну.
Индия может иметь возможности для сокращения: хотя сейчас она импортирует почти 40 процентов своей нефти из России, к 2022 году этот показатель составлял лишь 1 процент. Но Россия является главным торговым партнером Китая, и даже к 2022 году на нее приходилось более 15 процентов импорта нефти Китая.
Бывший чиновник Государственного департамента и эксперт по санкциям против России Эдвард Фишман отметил, что Трамп уже один раз отказался от угрозы введения тарифов в размере более 125 процентов на китайский экспорт.
"Если целью является сокращение экспорта энергоносителей из России, это не сработает", - написал он в социальных сетях.
Многие близкие союзники США, включая Японию и Европейский Союз, также ведут значительный бизнес с Россией.
Трамп также знает, что резкое сокращение экспорта российских энергоносителей приведет к росту мировых цен на нефть, что ударит по американским потребителям на заправках, пошатнет рынки и будет стимулировать общую инфляцию.
Хотя г-жа Кавана не ожидает, что ультиматум Трампа изменит расчёты Путина, она сказала, что 50-дневный срок Трампа совпадёт с наступлением осени и завершением летнего наступления России, после которого может появиться окно для новых переговоров.