/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F53%2F57b64fc1e6e298a06cae1c2830276e90.jpg)
Конец образовательного абсурда: что изменит отмена приказа №1112 о котором говорил Михаил Федоров
Из-за видеообращения министра цифровой трансформации Михаила Федорова в сети поднялась паника: якобы отменяют дистанционное обучение. На самом деле речь идет об отмене приказа МОН №1112, который ограничивал доступ к онлайн-образованию. Фокус объясняет, что не так с этим документом и, как изменится обучение.
По Украине разлетелась новость о якобы отмене дистанционного обучения в школах. Глава Минцифры Михаил Федоров заявил, что скандальный приказ Министерства образования и науки №1112 относительно в частности дистанционного обучения в школах будет отменен. Однако в своем видеообращении Федоров не говорил что "дистанционка" будет отменена и все школьники в обязательном порядке возвращаются в учреждения обучения в оффлайн формате.
"В пятницу будет отменен, например, приказ №1112, к которому есть много вопросов у общины депутатов. И вместе с депутатами мы будем искать путь, как достигать целей и выводить детей в офлайн, в безопасные школы. Как догнать все знания, которые были потеряны за последние несколько лет — за Covid, полномасштабную войну — будем искать этот путь", — сообщил министр.
Председатель парламентского комитета по вопросам образования, науки и инноваций Сергей Бабак объяснил Фокусу о чем именно говорил глава Минцифры.
"Речь идет не об отмене дистанционного обучения. Михаил Федоров анонсировал отмену приказа МОН №1112, но это не означает, что в Украине отменяют дистанционную форму обучения. Она официально предусмотрена законом как одна из основных форм получения образования, поэтому ее отменить невозможно — и об этом даже речь не идет", — говорит Бабак.
О чем именно скандальный приказ МОН №1112
Очное обучение для внутренне перемещенных лиц (ВПЛ)
Приказ обязывает учеников, которые являются переселенцами (ВПЛ), учиться в очном формате по месту фактического проживания — то есть, там, где они сейчас живут. Это положение должно вступить в силу с 1 сентября 2025 года.
Проблема: многие родители считают, что это нарушает их право выбирать форму обучения, а также усложняет адаптацию ребенка в новой школе.
Ограничения на создание дистанционных классов
Приказ предусматривает, что дистанционный класс может существовать только при наличии не менее 20 учеников.
Проблема: действующий закон позволяет создание класса из 5 учеников, поэтому это ограничение расценивается как дискриминационное и нереалистичное — особенно для маленьких школ или учеников с ВОТ.
Специфика обучения для детей с временно оккупированных территорий (ВОТ)
Ученикам с ВОТ предлагали "педагогический патронаж" — то есть обучение в форме индивидуальных встреч или удаленно.
Но для этого требовалось письменное согласие родителей на обработку персональных данных, что могло создать угрозу безопасности для семей, находящихся под оккупацией.
Очное обучение в прифронтовых зонах
Школы в прифронтовых регионах могли работать только в очном формате, но только при наличии укрытий.
Проблема: многие учебные заведения не имеют полноценных хранилищ или не могут обеспечить безопасное пребывание всех учеников.
По словам главы парламентского комитета по вопросам образования, науки и инноваций этот приказ устанавливал жесткие требования к минимальному количеству учеников в дистанционных классах (не менее 20), противоречил некоторым нормам законодательства, создавал проблемы для местных общин и школ и вызвал возмущение у народных депутатов и родителей.
"Поэтому под давлением общественности решили отменить именно этот приказ, а не дистанционную форму обучения в целом. Офлайн-обучение остается приоритетом, потому что все понимают: живое взаимодействие с учителем и классом — это лучше. Но государство будет искать более разумные и законные способы возвращения детей в офлайн, без нарушений закона и через диалог с депутатами, комитетами, общинами", — говорит Бабак.
По словам депутата, во время пандемии и полномасштабной войны дистанционное образование спасло учебный процесс. Запрещать его — нонсенс.
"Просто кто-то сделал громкий заголовок, и началась волна недоразумений. На самом деле, все под контролем", — подчеркивает Бабак.
Возвращение детей к офлайн обучению: в чем главная проблема
Образовательный эксперт Николай Скиба в разговоре с Фокусом подчеркивает, дистанционная форма — не идеальная, но и не провальная.
"Во время COVID-19 и в начале полномасштабной войны действительно было много проблем — контент, методики преподавания, отсутствие готовности. Но впоследствии ситуация выровнялась: запустили Всеукраинскую школу онлайн, частные дистанционные школы, адаптированные форматы. И самое интересное: именно ученики из лицензированных дистанционных школ нередко показывают самые высокие баллы на НМТ. То есть миф, что "онлайн = плохо", не подтверждается фактами", — говорит Скиба.
Но все же такие есть первые причины почему важно вернуть детей в учреждения обучения.
"Родители воспринимают школу как пространство с правилами, охраной, дисциплиной. Кроме того, министерства и местные власти спрашивают: а рационально ли содержать большую сеть школ, если дети учатся из дома? Нужно содержать здания, персонал, укрытия, энергию. Чтобы школы не сократили, они пытаются показать: "У нас все работает, дети ходят, обучение продолжается". Это и создает волну в поддержку офлайна", — продолжает эксперт.
Однако ситуация с безопасностью нестабильна. Даже в таких городах как Львов или Ужгород, которые считаются "относительно безопасными", были ракетные и дроновые обстрелы. Укрытия — это часто просто подвалы, не приспособленные к полноценному обучению. Проводить там полноценные уроки — очень сложно.
"Поэтому в реальности нужно искать компромиссы. Стоит развивать смешанную форму обучения: ученики частично работают самостоятельно онлайн, а в школе с преподавателем — закрепляют знания, разбирают сложное, делают практические задания. Это формат, известный в мире давно, и который уже применяют прогрессивные школы в Украине. Именно такая модель способствует не только усвоению знаний, но и формированию компетентностей — то есть умений, которые сочетают знания, навыки и отношение", — считает Скиба.

