Полномасштабная война, начатая Россией в 2022 году, кардинально изменила модель сотрудничества Украины с ее западными партнерами в оборонно-промышленном комплексе (ОПК). По состоянию на июль 2025 года совместные оборонные объекты Украины с государствами-партнерами не только выросли количественно, но и перешли на качественно новый уровень — от помощи до производственных партнерств и совместных предприятий.
Одна из самых эффективных так называемая датская модель финансирования. Суть модели заключается в том, что Дания финансирует производство украинского оружия непосредственно на украинских заводах. Например, так было профинансировано производство самоходных гаубиц «Богдана» и большое количество БПЛА разных типов. Подобная модель позволяет не просто усиливать армию Украины, но и одновременно стимулировать украинский ОПК. В 2025 году благодаря датской схеме украинская армия получит вооружения на сумму около 1,3 млрд евро.
Кроме финансовой составляющей, Дания активно приобщается и к технологическим аспектам. В частности, украинские и датские компании совместно будут производить три типа беспилотных летательных аппаратов (БпЛА): ударные, перехватчики ракет и дальнобойные разведывательные. Кроме этого, планируется открыть филиалы украинских производств на территории Дании для ускорения логистики и масштабирования производства.
Норвегия стала еще одним ключевым партнером Украины в морской и воздушной обороне. Норвежский оборонный гигант Kongsberg открыл представительство в Киеве и инициировал совместное производство беспилотных надводных аппаратов (USV) и противоракетных комплексов. Эти проекты реализуются с использованием норвежских технологий NASAMS и RWS, что позволяет Украине не только получить современные технологии, но и интегрироваться в европейские производственные цепочки.
Соединенное Королевство в свою очередь финансирует и организует производство украинских беспилотников на своей территории. Согласно договоренностям, все изготовленные БпЛА до окончания войны будут направлены в Украину, после чего производство продолжится для потребностей обеих стран.
Со США Украина начала уникальный проект по производству специальных химических компонентов, необходимых для производства боеприпасов. Совместное предприятие, созданное с американской компанией D&M Holding, поможет Украине ликвидировать дефицит критически важных веществ и усилит ее автономность в военном производстве.
Германия также интенсивно развивает партнерство с украинскими предприятиями. В июле 2025 года стартовало производство дальнобойных ракет на территории Украины при финансовой поддержке Берлина. Rheinmetall и KMW открыли в Украине совместные сервисные предприятия для ремонта и производства бронетехники и боеприпасов, что позволяет объединить немецкий инженерный опыт с украинскими производственными мощностями.
Также в Украине уже работают R&D-центр латвийской компании Atlas Aerospace, завод по сборке штурмовых винтовок Colt CZ Group (Чехия), производятся канадские бронеавтомобили Roshel. В ближайшее время в этот перечень планируют войти Baykar (Турция), BAE Systems (Великобритания), Northrop Grumman (США) и многие другие мировые ОПК-гиганты.
Франция, Италия, Испания и Польша также активно ведут переговоры об открытии совместных производств, в основном в сфере беспилотников и артиллерийских боеприпасов.
Подобное масштабирование международной кооперации демонстрирует, что Украина уже не просто получает помощь, но и становится важной составляющей европейской безопасности, активно интегрируясь в западные оборонные цепочки. Фактически это признание неделимости безопасности Украины и безопасности Европы.
Все совместные предприятия дают не только оборонный, но и экономический эффект. Каждое предприятие — это и новые рабочие места для украинцев, и весомый вклад в экономический рост.
Таким образом, совместные оборонные проекты с западными партнерами уже сегодня позволяют Украине усилить свою обороноспособность и при этом создать фундамент для долгосрочного технологического сотрудничества после окончания войны. Этот тренд является показательным фактором интеграции Украины в систему безопасности европейской части НАТО.
Сегодня пиковый потенциал украинского ОПК оценивается в 45 млрд долл., из которых внутренний госзаказ покрывает всего до 11,5 млрд. То есть возможности для роста и развития есть. Потенциально Украина может увеличить объем ОПК еще в несколько раз за ближайшие годы.
Впрочем, чтобы новая модель совместного оборонного производства стала не просто краткосрочным антикризисным решением, а долгосрочной составляющей экономики и безопасности Украины, правительству необходимо взять на себя проактивную роль в создании благоприятной среды для такого сотрудничества.
В первую очередь необходимо обеспечить стабильную и надежную систему защиты информации на уровне предприятий, совместных проектов, производственных цепочек и даже процессов переговоров. Военные риски — ключевые в этом сотрудничестве, и свести их к минимуму — ключевая задача украинской стороны. Непростая она еще и потому, что обычно углубление промышленного сотрудничества нередко требует упрощения процедур для получения допусков и сертификаций в сфере безопасности ради комфорта партнеров. Выбор трудный, но по крайней мере в военное время — очевидный.
Второй важный шаг — это стратегическое планирование кадрового обеспечения: от запуска быстрых программ подготовки специалистов до расширения государственно-частных проектов в сфере образования и переподготовки кадров для ОПК. К сожалению, демографическая ситуация не будет становиться лучше, и решение этой проблемы полностью ложится на плечи украинской стороны. К счастью, производители чаще всего заинтересованы в участии по подготовке или переподготовке квалифицированного персонала для своих потребностей.
При этом необходимо развивать постоянный и системный диалог между производителями, государственными заказчиками и иностранными партнерами для оперативного согласования потребностей, объемов и номенклатуры. По крайней мере сейчас такие проекты в первую очередь должны удовлетворять неотложные потребности военных, обеспечивая их тем вооружением, которое наиболее затребовано и показало лучшую эффективность.
Наконец, критически важно создать специальный режим для совместных предприятий с максимально упрощенной регуляторной средой вне составляющей в сфере безопасности, отсутствием лишней бюрократии и четкой процедурой таможенного и налогового администрирования. Это позволит превратить нынешние и будущие совместные проекты не только в точечную помощь фронту сейчас, но и в фундамент долгосрочной интеграции Украины в глобальный военно-промышленный комплекс, интегрироваться в производственные цепочки, получить доступ к ведущим технологиям, расширять привлечение инвестиций и развивать внутренний производственный потенциал в сфере ОПК.