/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F46%2Ff8031981a32ab3d94fa72f1ed7d96757.jpg)
Энергетика на грани: почему Украина платит за чужие провалы
Олексій Кучеренко про енергетику, тарифи, опалювальний сезон
Цены на газ и свет, сотни миллиардов долгов, риски зимы 2025/2026, неэффективные менеджеры, коррупция, манипуляции с тарифами и политические заговоры – все это определяет качество жизни украинцев. Почему мы снова оказались на пороге энергетического кризиса? Кто ответит за долги и провалы? И что делать, чтобы страна не осталась без тепла, света и денег?
Об этом в интервью порталу "Комментарии" рассказал Алексей Кучеренко, Председатель Временной следственной комиссии Верховной Рады Украины по расследованию возможных фактов нарушения законодательства Украины при формировании и реализации ценовой и тарифной политики в сферах энергетики и коммунальных услуг, Первый заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам энергетики и энергетики.
В сети активно распространяется обсуждение, что тарифы на газ и свет снова вырастут уже к концу этого года.
Во-первых, не вижу, что в сети увеличивается активность обсуждений относительно роста цен на газ и электроэнергию.
Когда все почему-то сводится к ДТЭК, мне вообще становится немножко смешно. Когда все почему-то сводится к ДТЭК, мне вообще становится немного смешно. Любая государственная или негосударственная энергетическая компания, генерация, операторы распределения или передачи, солнечные, ветровые, да кто угодно – любая компания хочет дороже продавать свою продукцию и хочет больший тариф. Причем это же не только в энергетике. И коммунальные компании, и вода, и тепло, и управляющие, лифтовики, обслуживающие компании. На любом рынке производители хотят дороже продавать свои товары или услуги. Поэтому сводить это к желанию ДТЭК напрочь неправильно. Тем более, что, пожалуй, в первую очередь “Энергоатом” да и все другие компании всегда выступали за повышение тарифов. Здесь ключевое значение имеет совсем другое. Как государство и государственные институты, которые регулируют этот так называемый рынок, проводят тарифную ценовую политику, насколько они контролируют этот процесс и насколько они уверены, что этот рынок на сегодняшний день является конкурентоспособным. Насколько прозрачно и справедливо ценообразование. Но здесь вопрос, в первую очередь, к правительству Украины и к законодателям, безусловно, которые этот рынок создали своим законом, а сейчас очень слабо контролируют и не понимают, что там происходит. Также вопрос к Национальной комиссии по регулированию энергетики, которая имеет очень серьезное влияние на этот рынок, к Министерству экономики, которое 5 лет делало вид, что ничего необычного не происходит (в том числе к бывшему министру экономики, нынешнему премьеру). Здесь ко всем есть вопросы. К министру Галущенко, к министрам других министерств, ко всем без исключения есть вопросы. Главное, что имеет значение – насколько это ценообразование прозрачно, обосновано и справедливо. Моя личная точка зрения – не прозрачное, не конкурентное, не справедливое ценообразование на всех энергетических рынках, на коммунальных так же. Почему? Читайте внимательно отчеты временной следственной комиссии, которую я возглавляю по поручению Верховной Рады. Там мы, по сути, все это отразили в предварительном отчете, принятом Верховной Радой. Теперь я буду настаивать, чтобы новое правительство и новый премьер наконец ознакомились со всеми этими отчетами и попытались понять, о чем идет речь. Если поймут – будет диалог, если нет – будет плохо.
Как так вышло, что три региона (Харьковщина, Киев и Днепропетровщина) накопили почти 70% всех долгов тепловиков за газ?
Это действительно чрезвычайная информация, которую "ДИКСИ ГРУП" недавно обнародовала, я сам был неприятно удивлен. Это три самые мощные региона, города-миллионники, которые по сути и являются центром этих долгов. (По итогам мая 2025 года общая задолженность теплоснабжающих предприятий за природный газ и предприятий водоснабжения за электроэнергию и ее распределение составляет 124,2 млрд грн. Такие данные обнародованы на портале Energy Map. Наибольшую задолженность имеют Харьковская область – 31,5 млрд грн (25,4% общего долга), город Киев – 19,7 млрд грн (15,9%) и Днепропетровская область – 19,1 млрд грн (15,3%). Анализ основан на публично доступных данных за период с 1 февраля по 1 июня 2025 года, данные за предыдущие периоды отсутствуют в открытом доступе. Подготовка данного материала стала возможной благодаря поддержке американского народа, предоставленной через Агентство США по международному развитию (USAID) в рамках проекта "Прозрачность энергетического сектора", который выполняет ОО "ДИКСИ ГРУПП". – Прим. ред.).Харьковщина и Харьков – это отдельный разговор. Я не хочу сейчас ни в коем случае критиковать харьковчан, но Харьков модель "шантажа" выбрал давно, еще во времена Добкина и покойного Кернеса. Когда они шантажировали центр и пытались не платить ни за газ, ни за электроэнергию своим водоканалам. Это у них такая тактика. А сейчас, к сожалению, поскольку Харьков и Харьковщина находятся в сложном положении во время военного положения, у меня складывается впечатление, что это определенная политическая договоренность с центром: мы вам не платим за энергоносители, но держим регион в стабильном состоянии. Я с огромным уважением отношусь к харьковчанам, но не думаю, что это очень обоснованная и разумная политика.
Причем за это все равно вся Украина должна платить. Днепропетровщина несколько похожа, хотя давайте не сравнивать. Потому что Днепр и Кривой Рог – это два самых мощных города, которые генерируют долги, особенно Днепр – город-миллионник. Они в другой ситуации, чем Харьков, и сравнивать нельзя. И почему там такие безумные долги – отдельно правительство должно разбираться.
Что касается Киева, это вообще нонсенс. Киев последние 11 лет (еще со времен Черновецкого, а затем Кличко) выбирал тактику накопления долгов. И когда я прочитал, что Киев имеет 19,7 миллиардов долгов за газ – это больше, чем половина всех областей!
Остальные области, кроме Харьковской, Киевской и Днепропетровской, имеют 35 миллиардов. Киев имеет больше половины – 19,7, а Днепр – 19,1. Это маразм, издевательство. Думаю, что здесь необходима и политическая оценка, и чтобы правоохранительные органы искали, в том числе, возможные сговоры и договоренности между КГГА и бывшим руководством Нафтогаза относительно реструктуризации этих долгов. Но, как бы там ни было, за эти долги платит вся Украина и все украинцы. И обоснования или защиты никакой для КГГА нет. Мне крайне не нравится все, что делает КГГА в жилищно-коммунальном секторе. В первую очередь, теплоснабжение, водоснабжение и жилищная политика.
А что касается электроэнергии, это – долги водоканалов, и там несколько иная ситуация. Их тариф намеренно сдерживает НКРЭКУ, поэтому эта проблема является искусственно созданной. Но 12 млрд долгов водоканалов за электроэнергию подрывают стабильность на энергорынке. Это такая же ответственность государства.
О рисках зимы 2025/2026 и угрозе повторного энергетического шока. Способна ли система его выдержать без радикальной реформы? Кроме того, сейчас на территорию Украины направляют дополнительные комплексы Patriot. Этого достаточно для защиты ТКЭ и объектов критической инфраструктуры, нужна ли отдельная "энергобезопасная система"?
А что такое энергетический шок, какой еще реформы не хватает, какая реформа нужна? Давайте различать принципиальные вещи.
Есть вопросы безопасности: как защититься от возможных ракетных атак. Никакая реформа не поможет это сделать. Причем здесь реформа и защита объектов, которые в принципе полностью защитить на земле невозможно, кроме мощных сил противовоздушной обороны, комплексов Patriot и так далее. Но и они всю Украину не защитят, я думаю. Поэтому последствия от ракетных атак вполне возможны и, к сожалению, здесь трудно к ним готовиться. Поэтому это отдельный разговор — защита.
Безусловно, нужно обеспечивать защиту на газодобывающих объектах, газоснабжение, электроснабжение, кто же против. Но полностью защититься от ракет абсолютно невозможно, они максимум от дронов смогут защититься. Тем более, давайте называть вещи своими именами — речь идет о мошеннических действиях и полной халатности должностных лиц тогдашнего министерства инфраструктуры Кубракова и Агентства восстановления Найема в отношении объектов-укрытий для защиты энергообъектов. Они потратили огромные средства (более 20 миллиардов) и не построили эти укрытия, по этому поводу правоохранительные органы должны были бы давно уже определиться. Потому что я удивляюсь, когда Найем ездит в Рим, а не ходит на допросы и не сидит за решеткой, если откровенно. Он нанес огромный ущерб и государственному бюджету, и энергетической безопасности Украины.
Но главный риск этой зимы, на мой взгляд, это газ. У нас огромные проблемы с газом, с балансом и ресурсом на зиму.
И все заявления, что "мы успешно рекордными темпами закачиваем", – это манипуляции. Этих темпов не хватает для того, чтобы мы имели достаточный запас газа, даже если успеем накопить 13 миллиардов. Да, мы продержались на 13 миллиардах прошлой зимой. Она была крайне теплой, но и так съела все запасы хранилища. Поэтому по газу я вижу огромные риски.
И это последствия абсолютно безответственной, неэффективной системы управления Нафтогазом со стороны Кабмина и неэффективности всех его менеджеров: Коболева, Витренко, Чернышова – абсолютно бездарных руководителей, которые, по сути, провалили все, что можно, в Нафтогазе. Но они за это не ответили. Даже наоборот: до сих пор бегают по эфирам и рассказывают о своих подвигах. Это яркое свидетельство того, как государство неправильно поступает по отношению к топ-руководителям государственных предприятий, которые доводили их до банкротства.
В первую очередь, я бы настоятельно советовал новому министру Светлане Гринчук и новому руководителю правительства, потому что и госпожа Свириденко никуда от этого не денется, сконцентрироваться над балансом газа, провести реальный аудит запасов газа и того, что там происходит. Ведь это может быть огромная проблема для экономики Украины. Не только для населения или коммунальных служб, а, в первую очередь, для экономики. Если не будет хватать газа, то население трогать никто не будет, понимаете? А ограничивать будут серьезные предприятия, которые бюджет создают, – здесь я вижу большую проблему.
Кадровые изменения в правительстве: Шмыгаль ушел в Минобороны, Свириденко назначили премьером, Гринчук поручили Министерство энергетики. Насколько будет отличаться стратегия нового правительства? Какими должны быть первоочередные шаги обновленного правительства, учитывая ситуацию в энергетической сфере?
Я буду требовать от правительства и всех чиновников, начиная с нового премьера, чтобы они внимательно прочитали отчет временной следственной комиссии. Потому что мы там отразили по энергетике и ценообразованию в энергетике все проблемные моменты относительно неэффективного и незаконного ценообразования для населения (цены на энергоресурсы), относительно монополизации рынков и непонятного поведения, в первую очередь, на энергорынке, относительно проблемных моментов деятельности НАК "Нафтогаз Украины" и манипуляций, которые накапливало предыдущее руководство (к Корецкому я не имею претензий, он будет исправлять все это). Мы продолжаем свою работу, и там очень серьезные материалы. Пусть они читают, потому что будет беда. И все это нужно исправлять.
Бывший глава "Укрэнерго" Кудрицкий вместе с известным бизнесменом Фиалой представляют свой высокодоходный и быстроокупаемый проект. Если тариф "Укрэнерго" достаточен для того, чтобы компания не только содержала сети и обеспечивала восстановление после атак, но и входила в высокодоходные инвестиционные проекты — то не стоит ли говорить о его пересмотре и снижении в условиях войны?
Вы абсолютно верно и правильно задаете этот вопрос. Меня тоже как-то удивляет, что когда Кудрицкий был на должности, они придумали такую интересную схему — за счет тарифа "Укрэнерго" (еще раз подчеркиваю, это не рыночные цены).
То есть, это будет включено в тариф "Укрэнерго", и мы все заплатим в своих платежках (все потребители: бытовые, небытовые, бюджетные). И учитывая то, что у них такой высокорентабельный бизнес, я задаюсь вопросом: какого черта мы должны оплачивать Кудрицкому и Фиале такие проекты, которые окупятся за 3-3,5 года? Что это такое? Поэтому я буду требовать от нового руководства и правительства, и "Укрэнерго", и наблюдательного совета "Укрэнерго", и Национальной комиссии, чтобы они отчитались, что за такие решения они приняли.
Потому что я не хочу быть идиотом, который оплачивает кому-то на неконкурентном, плохо конкурентном или слабо конкурентном рынке такой доходный бизнес. Именно поэтому героику, которую они в Риме презентуют, я категорически не воспринимаю.
Действительно ли после окончания войны украинцев ждет волна судебных взысканий из-за долгов за коммуналку? Рассматривает ли сейчас государство вариант списания долгов на тот случай, если, например, в скором времени (1–3 года) закончится война?
Надо думать и об этом. Это очень сложный и важный вопрос, безусловно. Я не вижу реальной аналитики по долгам населения, честно вам скажу, но думаю, что эти долги, безусловно, растут. И я бы так сказал: нужен очень серьезный анализ и реструктуризация, даже дифференциация этих долгов. Одно дело, если люди имели возможность, но не платили. Другое дело, когда люди вообще не имели возможности платить, потому что они переселенцы, без денег, без работы и так далее. Третье дело, когда они за границей где-то сидят и накапливают здесь долги. Одним нужно будет реструктуризировать, другим — нет, с одних нужно будет жестко взыскивать, а с других, возможно, списывать. Но это должны быть очень болезненные слои потребителей, поскольку списание — это когда за них заплатил кто-то другой. С одной стороны, никому не советую делать долги, а с другой — просто категорически заявляю, что тарифная и ценовая политика сегодня (а это соответственно и в платежках отражается, и в суммах долгов) не является адекватной, она не является прозрачной. Мы об этом в начале говорили. Поэтому у меня к Национальной комиссии и правительству множество претензий. Опять же, мы отразили это в отчетах временной следственной комиссии.Почему тарифная политика в Украине ориентирована преимущественно на повышение стоимости для населения, но при этом не пересматриваются правила экспорта электроэнергии частными компаниями, даже когда внутри страны есть дефицит и риск отключений?
Когда у нас есть дефицит, никакого экспорта нет. Экспорт есть только тогда, когда есть профицит и действительно некуда девать электроэнергию. Потому что вы же понимаете проблему и отличие электроэнергии от любого другого товара или энергоресурса, даже того же газа. Газ можно хранить в хранилищах. Когда есть лишние объемы, например, запасы газа накапливаются. Электроэнергию пока негде хранить. Вот уйдут эти батарейки, аккумуляторы, более-менее будет стабилизация. Поэтому именно интеграция с европейским рынком дает возможность брать или продавать излишки, и это нас спасает. Другое дело сегодня импорт и его открытие для крупных потребителей (той же Криворожстали). Криворожсталь обратилась к правительству по поводу того, что из-за цен на энергоносители они оказались на грани остановки. Поэтому они требуют допустить их к импорту. Не совсем понимаю, почему они не могут импортировать, ведь там все-таки открытый рынок, аукционы, и они могут участвовать в этих аукционах, как такой мощный потребитель, и импортировать. Но они бьют тревогу. И вопрос высокой цены на электроэнергию сегодня очень болезненный для, в первую очередь, бизнес- и бюджетных структур.Почему правительство вмешивается в тарифную политику "Укрэнерго", несмотря на обязательства перед международными кредиторами, и не приведет ли это к срыву финансирования, критически важного для восстановления разрушенной энергосистемы?
(Нардеп от фракции "Голос" Максим Хлапук заявил, что в результате действий Минэнерго, которое без согласования с международными партнерами внесло критические изменения в уставы НЭК "Укрэнерго" и Оператора ГТС Украины, мы можем потерять доступ к €234,4 млн и $189,3 млн как раз во время подготовки к следующему отопительному периоду. Выборка этих средств уже приостановлена. — Прим. ред.). Это личная позиция нардепа Хлапука и группы, которая идентифицируется очень элементарно. Это так называемые либертарианцы, условные друзья Сороса. Они все очевидны, их нужно назвать: господин Герус, госпожа Совсун, Железняк, Хлапук. Они вели войну с министром энергетики, с министерством, с Галущенко. А полем битвы стала компания "Укрэнерго", потому что они критиковали его за его действия. Я абсолютно не воспринимаю их критику в этом контексте. Если там могли быть какие-то коррупционные закупки — пусть расследуют. А в отношении "Укрэнерго" у меня кардинально иная позиция и оценка деятельности руководства "Укрэнерго". Имею в виду, предыдущего руководства (Кудрицкого, Брехта и так далее). Категорически не считаю их эффективными управленцами. Я считаю, что огромные ошибки и злоупотребления были допущены в системе "Укрэнерго". Абсолютно лишние кредитные ресурсы были повешены на компанию "Укрэнерго" и непонятно, куда эти деньги ушли. Вам одну цифру приведу. В 2020 году обслуживание кредитов "Укрэнерго" примерно стоило компании 400 миллионов гривен. А в 2024 году оно стоило уже под 9 миллиардов гривен. То есть кредитный ресурс, проценты обслуживания, это все оплачивается потребителями в тарифе. Это же должно быть заложено в тариф. У меня кардинально иная точка зрения. Я считаю, что именно оно — существующее "корпоративное управление" — довело украинские энергетические компании до этого (и "Нафтогаз", и "Укрэнерго"). И наша ВСК это обязательно отразит. У нас будут горячие дискуссии, кто-то будет иметь другую точку зрения, но здесь моя позиция абсолютно принципиальна. И, кстати, вы же не случайно подняли вопрос об этом случае с Кудрицким. Я вам объяснил мои претензии.Из-за атак России Украина потеряла 2 млрд кубов газа, а еще 3 – из-за неэффективного управления Нафтогазом. Кто или что мешает созданию эффективного управления в Нафтогазе?
Совершенно уместный вопрос. Говорят, что нам пяти миллиардов не хватает, но ведь мы потеряли два миллиарда кубов из-за ударов. Да, из-за ударов, в балансе, потеряли два миллиарда. И именно поэтому я берусь утверждать, что еще три миллиарда, которых нам не хватает, это абсолютно неэффективное управление "Нафтогазом" со стороны Наблюдательного совета. И этого, и предыдущего, и всех без исключения менеджеров – Коболева, Витренко, Чернышова. Они доводили "Нафтогаз" до такой ситуации. А правительство закрывало глаза, потому что "Нафтогазом" у нас всегда занимался Офис Президента. И здесь имеет место ситуация, что безответственность такая. Никто не виноват. Коллективная безответственность. Они ходят и занимаются пиаром, великие деятели, а мы потом за это будем расплачиваться. И именно поэтому рано или поздно будет стоять вопрос о повышении цены на газ, чтобы покрывать эти долги. Такова будет цена для нас за их очень "успешное" управление, политиканство и пиар.

