Часть российской элиты склоняется к тому, что нужно завершать войну против Украины, которую в РФ называют "СВО". Одна глава Кремля Владимир Путин не собирается этого делать, пишет обозреватель отдела международной политики ZN.UA Владимир Кравченко в статье "Репрессии, WhatsApp и картошка. Как выживает режим Путина".
"По большому счету сегодня Россия стоит на распутье: завершать войну против Украины и противостояние с Западом или продолжать "СВО", что грозит необратимыми последствиями для российской экономики. Часть российской элиты сигнализирует, что она склоняется к сворачиванию "СВО". С одной стороны, они суперлояльны к Путину. С другой — у истеблишмента есть дети, которым они хотят дать возможность насладиться "кровными" на Западе. Однако Путин, убежденный в победе над Украиной, не демонстрирует намерения прекращать войну, рассчитывая на запас прочности России и слабость Украины и ее партнеров", - отмечает автор.
Тем более, добавляет Кравченко, Путин чувствует лояльность истеблишмента. Ведь пока ничто не свидетельствует о том, что в РФ готовят дворцовый переворот или новый поход на Москву.
"Во-первых, при уходе Путина и последующем хаосе элиты могут потерять доступ к ресурсам и финансам. Во-вторых, в ситуации, когда Россия постепенно трансформируется из авторитарного в тоталитарное государство, усиливается роль Путина как суперарбитра, который воспринимается ими как некая гарантия их личной безопасности", - объясняет автор.
Да и сами россияне не выходят с протестами, требуя прекращения российско-украинской войны. Соцопросы свидетельствуют, что число граждан России, которые хотят прекращения войны, растет, однако и рейтинг Путина до сих пор высок.
"Чем дольше Путин будет балансировать между внешней агрессией и внутренним давлением, тем выше риск, что однажды контроль будет неожиданно потерян. История России уже неоднократно знала ситуации, когда режим, казавшийся несокрушимым, разрушался за считанные дни. Кардинально ситуацию в стране может изменить смерть Путина. Повлиять — ситуация в Чечне, где глава республики Рамзан Кадыров испытывает серьезные проблемы со здоровьем и пытается передать власть сыну Адаму", - пишет Кравченко.
Именно Чечня, по словам автора, может стать для путинского режима серьезным стресс-тестом: сможет ли администрация президента РФ удержать баланс между страхом, деньгами и лояльностью или система начнет сыпаться с окраин. Ведь, если Кремль не справится с управлением рисками там — значит, он больше не контролирует Россию.
"И тогда все, что сегодня выглядит как жесткий порядок, может очень быстро превратиться в неуправляемый хаос, где каждый будет сам за себя", - заключает автор.
По словам Кравченко, для топ-чиновников, которые ориентируются на разные башни Кремля, самоубийство экс-губернатора Курщины Романа Старовойта стало тревожным сигналомтого, что начиная с 2022 года, правила игры в российской политике изменились. Фигуранты антикоррупционных расследований входят в различные группы влияния — братьев Ротенберг, секретаря СНБО Сергея Шойгу, руководителя Росгвардии Виктора Золотова и других.
Эти уголовные дела — следствие не столько стремления режима вести борьбу с недобросовестными боярами и необходимости удовлетворить запрос общества на справедливость. Главная причина — в России уменьшается "кормовая база", и элиты начинают битву за допуск к ресурсам. И в такой ситуации неудивительно, что роль тех, кто в РФ занимается антикоррупционными расследованиями, усиливается в российской системе власти.