Европейский Союз принял 18-й пакет санкций против России. Для Украины это больше, чем просто очередной политический сигнал. Это результат последовательной, аргументированной и системной работы — адвокатства, которое действительно дает результат. Каждое такое решение — это месяцы аналитики, переговоров, создания коалиций и диалога с партнерами. И это важно понимать: когда мы говорим с миром на языке фактов, санкции перестают быть декларациями и превращаются в реальные удары по способности Кремля продолжать войну.
Новый пакет включает 55 новых фигурантов индивидуальных санкций: 14 физических и 41 юридическое лицо. В целом в санкционных списках ЕС теперь больше 2500 лиц и компаний. В энергетическом блоке принят динамичный механизм: потолок цен на российскую нефть снижен до 47,6 долл. за баррель с возможностью корректирования каждые 6 месяцев — новый лимит будет определяться как 85% средней рыночной цены. Отдельно заблокированы еще 105 судов «теневого флота» — в целом таких уже 444, впервые в санкционный список попал капитан судна.
С 21 января 2026 года будет действовать запрет на импорт в ЕС нефтепродуктов, изготовленных из российской нефти в третьих странах (кроме США, Канады, Британии, Швейцарии и Норвегии). Чехия утратит исключение на импорт нефти из РФ по трубопроводу. Также введен полный запрет на деятельность, связанную с «Северными потоками» 1 и 2, а также импорт российского СПГ через терминалы, не подсоединенные к газовой сети ЕС. В финансовом блоке — полный запрет оказания услуг еще 22 российским банкам (всего 45), запрет трансакций с финансовыми учреждениями, которые пользуются российской системой SPFS (аналог SWIFT), и блокирование трансакций с криптосервисами, способствующими обходу санкций.
Полностью заблокирована деятельность Российского фонда прямых инвестиций. Существенно расширены экспортные ограничения: под запрет попали 26 компаний, поддерживающих ВПК РФ, из которых 11 — в Китае, Гонконге и Турции. Запрещен экспорт чувствительных технологий, химикатов и оборудования более чем на 2,5 млрд евро.
Страны-члены получили право останавливать экспорт, если подозревают, что конечным потребителем может быть Россия. Отдельным решением закреплена юридическая защита санкционной политики: решения судов третьих стран в отношении санкций не признаются в ЕС, а убытки могут взиматься с российских компаний, инициирующих иски. Санкционно затронута и Беларусь: ограничено 8 оборонных предприятий, введено эмбарго на оружие, финансовые запреты и торговые ограничения.
Санкции работают недостаточно
За май 2025 года доходы РФ от экспорта нефти и газа снизились на 35% (в годовом сравнении) до 512,7 млрд руб. (~ 6,55 млрд долл.) — это самый низкий ежемесячный показатель с июля 2023 года. Сейчас ее военные способности финансируются за счет ресурсов, изъятых из других критически важных сфер экономики — от металлургии до социальных расходов.
Это действительно демонстрирует системность кризиса и уязвимость российской экономики, которая стоит в шаге от коллапса. Стоимость комплектующих стремительно растет, импорт осложнен, и даже экспорт в Китай постепенно сокращается. Если заглянуть за фасад построенного Россией имиджа военной силы, мы увидим настоящий экономический кризис — и именно это ЕС может использовать, чтобы нанести еще более мощный экономический удар.
Несмотря на все Россия за последние три года потратила больше 1 трлн долл. на войну. Она до сих пор зарабатывает миллиарды на экспорте нефти. Скорость и координация санкций между ЕС и США могут остановить эту военную машину, но только в случае комплексного и безальтернативного их применения. Мы четко очерчиваем свои приоритеты в санкционной политике. Очень важно, что создан динамичный механизм пересмотра граничной цены на нефть, чтобы гарантировать его эффективность. Это серьезный шаг вперед, особенно в объединении с новым запретом на импорт нефтепродуктов, произведенных из российской нефти и ввезенных из большинства третьих стран.
Но если бы такой запрет был введен еще во время первых пакетов санкций, мы бы не стали свидетелями настолько быстрого наращивания военного потенциала России. Ведь именно экспорт нефти до сих пор составляет треть доходов российского правительства.
Первое и самое важное требование сейчас — это усилить скорость принятия решений и закрыть пробелы в функционировании уже действующих пакетов санкций.
Второе важное требование — это полная блокада так называемого теневого танкерного флота, которым Россия пытается обходить санкции. Речь идет о сотнях судов, которые скрывают маршруты, выключают транспондеры, меняют флаги и вывозят нефть по «серым» схемам. Эти танкеры обслуживаются страховыми, логистическими и портовыми компаниями в разных юрисдикциях.
Следующим шагом для ЕС должен стать запрет для подсанкционных судов проходить по территориальным водам Евросоюза — Дания, председательствующая сейчас в ЕС, имеет уникальное позиционирование для продвижения такой нормы — ведь контролирует проход через Балтийское море. Именно она может ограничить движение так называемых пустых российских судов, фактически являющихся частью теневого танкерного флота, который обходит санкции.
Третье, не менее важное направление — вторичные санкции, то есть усиление ограничения против компаний и государств, помогающих России обходить уже действующие санкции. Это особенно актуально, когда речь идет о поставке компонентов для российского военно-промышленного комплекса через третьи страны. Такая практика должна прекратиться.
Вплоть до международной изоляции
Не менее важно запустить полноценный механизм конфискации замороженныхроссийских активов и их использование для вооружения и восстановления Украины. Это не только юридически возможно, но и морально оправдано. Уже сейчас 14,7 млрд долл. использованы для поддержки бюджета Украины. Но мы ожидаем большего — по меньшей мере 50 млрд долл. из замороженных прибылей должны быть направлены на восстановление и безопасность. Россия как страна-агрессор, грубо нарушающая нормы международного права, должна быть отстранена от влияния в международных организациях.
Государство, разрушившее все принципы Хельсинских соглашений, не может оставаться в ОБСЕ или сохранять постоянное место в Совете Безопасности ООН. Это не вопрос риторики — этот вопрос доверия к международному порядку. Сегодняшние решения ЕС — результат совместной работы украинских дипломатов, гражданского общества и аналитических центров. И, конечно, Украина тоже должна сделать принципиальный шаг — прекратить транзит российской нефти через нефтепровод «Дружба». Это станет мощным сигналом не только для агрессора, но и для наших партнеров, что компромиссов с террором быть не может.
Санкции — это не финиш, а инструмент, который должен становиться точнее и сильнее ежедневно. ЕС, США и страны G7 должны действовать синхронно. Для Украины крайне важно, чтобы эти решения не были разрозненными, а дополняли друг друга, создавая максимальное давление на все ключевые источники финансирования российской войны.
Украина ожидает координации действий между ЕС, США и G7, особенно в отношении вторичных санкций, ограничивающих обход. Мы также ожидаем, что Конгресс США подготовит решение о конфискации российских активов, а не только перечислении процентов. Такой шаг усилил бы глобальное лидерство Запада и эффективность санкционной политики. Мы благодарим ЕС, но подчеркиваем: нужна стратегия на тотальную изоляцию РФ и удар по ее уязвимым местам.