Президент США Дональд Трамп на этой неделе предположил, что один из ближайших союзников Вашингтона, премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху, лжет. В Газе происходит "настоящий голод", заявил Трамп журналистам в Шотландии 28 июля, на следующий день после того, как Нетаньяху назвал такие сообщения "наглой ложью".
Трамп сказал, что видел изображения голодных палестинцев по телевидению и заявил, что человек должен быть "достаточно хладнокровным" или "сумасшедшим", чтобы не считать их ужасными.
Это был редкий упрек со стороны президента США, который наложил мало ограничений на поведение крупнейшего бенефициара иностранной помощи Вашингтона — и которого Нетаньяху назвал "самым большим другом, которого Израиль когда-либо имел", отмечает Эбигейл Хауслонер, иностранный корреспондент в газете Financial Times.
Но, по мнению аналитиков и людей, близких к администрации, комментарии Трампа на фоне растущего международного осуждения Израиля намекают на существование определенных скрытых ограничений в этих отношениях.
Трамп дал Нетаньяху почти полное разрешение использовать власть своей страны так, как он считает нужным после нападения ХАМАС на Израиль 7 октября 2023 года. Но собственные амбиции президента по региону — в сочетании с внутриполитическими соображениями и противоречивыми взглядами его окружения — создали потенциальные точки напряжения.
Небольшая, но громкая часть базы MAGA, включая младших республиканцев и ультраправых подкастеров, начала относиться с недоверием к отношениям Вашингтона с Израилем.
Известный подкастер Кэндис Оуэнс, которая часто распространяет антисемитские теории заговора, на прошлой неделе назвала эти отношения "странными, отвратительными и извращенными". А конгрессвумен Маржори Тейлор Грин заявила 28 июля, что ситуация в Газе является "геноцидом", и предложила законопроект о прекращении помощи Израилю — хотя Конгресс его отклонил, опросы показывают: все больше молодых республиканцев имеют негативное отношение к Нетаньяху.
"Мои люди начинают ненавидеть Израиль", — недавно предупредил Трамп одного из влиятельных еврейских доноров, по словам эксперта по Ближнему Востоку, который регулярно контактирует с администрацией.
Аналитики предостерегают от преувеличения влияния ультраправых критиков, хотя в Белом доме уже обращают внимание на рост антиизраильских и антиеврейских настроений среди части сторонников MAGA.
Джон Хоффман, эксперт по Ближнему Востоку из вашингтонского либертарианского института Cato, считает, что израильские чиновники осознают изменение настроений и понимают: фактическая поддержка этой администрации может не сохраниться в будущем — даже после выборов в Конгресс в 2026 году.
"Вот почему они действуют на полную силу в Газе. Сейчас их никто не собирается останавливать", — объяснил Хоффман.
Для Нетаньяху военные кампании Израиля после 7 октября, которые существенно ослабили региональных противников, открыли новые возможности. Как отмечает Дженнифер Кавана из аналитического центра Defense Priorities, Израиль стремится доминировать в регионе, но без поддержки США это невозможно — поэтому пытается продвинуться максимально далеко.
Трамп одобрил удары Израиля по Ирану, даже если цели не имели отношения к ядерной программе, а его администрация закрыла глаза на обстрелы Ливана вопреки перемирию, достигнутому при посредничестве США, и на расширение его зоны его контроля в Сирии, которую США хотят видеть стабилизированной.
На прошлой неделе США внезапно приостановили официальные переговоры, поскольку, по словам спецпредставителя Трампа на Ближнем Востоке Стива Уиткоффа, ХАМАС "не проявил желания достичь перемирия".
Однако после того, как Израиль в начале месяца нанес удар по единственной католической церкви в Газе, вызвав возмущение христианских лидеров по всему миру, Трамп, по словам чиновников, в гневе позвонил Нетаньяху. В тот же день, когда Израиль атаковал сирийскую столицу — страну, в отношении которой Трамп ранее отменил длительные санкции, предоставив "шанс на величие", — президент вмешался лично и срочно направил госсекретаря Марко Рубио для деэскалации ситуации.
"У Нетаньяху все же есть определенные ограничения и красные линии. Но трудно точно определить их границы, потому что они зависят от того, как Трамп в конкретный момент толкует национальные интересы США", — считает Кавана.
Наблюдатели отмечают, что даже когда действия Нетаньяху, кажется, идут вразрез с амбициями Трампа, может быть трудно предсказать, что может вызвать желание Трампа обуздать израильского лидера.
"Американские политики традиционно считают отношения Вашингтона с Израилем — страной, которая ежегодно получает миллиарды долларов военной помощи от США, — своеобразной "запретной темой" внешней политики", — добавляет Хауслонер.
По мнению Амоса Хохштайна, который был старшим советником бывшего президента Джо Байдена, глядя на все кампании Нетаньяху в регионе, "Израиль выглядит так, будто он вышел из-под контроля и нуждается в американском вмешательстве и кнопке "стоп"".
Замечания Трампа о голоде в Газе могут быть попыткой нажать на эту кнопку, добавил он.
Напомним, согласно исследованию Gallup, только 32% американцев одобряют военную операцию Израиля в Секторе Газа — это самый низкий показатель с момента, когда этот вопрос впервые поставили в ноябре 2023 года, сразу после теракта ХАМАСа на территории Израиля.