/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F45%2F80b88b4b690de40f77d7af0ae6475d74.png)
Закрытые рамки для "своих": Как оборонные закупки возвращаются в тень и почему это угрожает национальной безопасности
Бизнесмен назвал ключевые проблемы такого подхода
В то время как Украина прилагает титанические усилия на поле боя для защиты своего существования, на внутреннем направлении разворачивается не менее ожесточенная битва. Это битва за принципы, которые мы отстаивали годами — прозрачность, честную конкуренцию и нулевую толерантность к коррупции. К сожалению, сфера оборонных закупок, одна из самых чувствительных во время войны, рискует вернуться в темные времена преступной власти — в чистом виде ручного управления. И главным инструментом этого регресса стали так называемые "закрытые рамочные соглашения".
Любой реальный украинский производитель понимает опасность такого подхода. Государственный оператор тыла, на который мы возлагали огромные надежды в плане эффективного и прозрачного обеспечения нашей армии, надежного партнерства с украинским бизнесом, решил применить давно забытый коррупционный подход.
Вместо комплексного подхода, где качество продукции, надежность поставщика и своевременность поставок являются равноценными критериями, ГОТ выбрал другую стратегию.
Сначала главным и почти единственным показателем эффективности стала экономия бюджетных средств ради экономии. Это — популизм и саботаж. С одной стороны, такая политика поставила предприятия украинской легкой промышленности, которые шьют форму, белье и другое вещевое обеспечение для военных, на грань рентабельности. Компании, которые и так атакуют российские ракеты и дроны, вынуждены работать на грани рентабельности, что фактически лишило их средств не то что на модернизацию и развитие, но и на стабильное функционирование.
Но если бы это хотя бы помогало военным. Ведь на фоне искусственно созданных проблем для украинских производителей ГОТ пытался протащить на рынок номинально дешевую, но отвратительную по качеству продукцию иностранных производителей. В результате часть "вьетнамских" и других контрактов так и не была выполнена. И это при том, что иностранные производители в украинский бюджет почти ничего не платят, а украинские возвращают до 40% дохода в виде налогов.
Но апогеем этой безответственной политики, которую я расцениваю как направленную на дискредитацию отечественного производителя, стало внедрение в 2025 году закупок через "закрытые рамки". Этот механизм регулируется Постановлением Кабинета Министров Украины №1275. По моему мнению, это постановление своими положениями полностью нивелирует все достижения реформы публичных закупок, воплощенные в системе ProZorro, и фактически возвращает закупки к коррупционным практикам времен Януковича.
Что же не так с этими "рамками"? Вот ключевые проблемы.
Полная закрытость и бесконтрольность. Процедура отбора участников в рамочное соглашение, ее результаты, а затем и сами закупки являются абсолютно непубличными. К этой информации не имеют доступа ни общественность, ни журналисты, ни даже Госаудитслужба и правоохранительные органы. Хотя постановлением такой доступ предусмотрен, на практике он фактически заблокирован. Создается "черный ящик", внутри которого бесконтрольно распределяются миллиарды гривен налогоплательщиков.
Отсутствие права на защиту. В условиях закрытого отбора участники, которых безосновательно дисквалифицировали, не имеют никакой возможности обжаловать это решение. Так же они не могут пожаловаться на неправомерную квалификацию своих конкурентов. Это полностью разрушает принцип честной конкуренции и открывает простор для произвола заказчика.
Идеальные условия для коррупции. Когда заказчик проводит закрытый отбор, он получает полную информацию об ограниченном пуле участников: их производственные мощности, уровень загруженности, предыдущие ценовые предложения. Это создает идеальные условия для манипуляций и сговора. Победитель во втором этапе определяется простым запросом ценовых предложений в узком кругу "избранных", где заказчик может легко "намекнуть" нужной компании, какую цену предложить для победы.
Сомнительная легитимность. Критики указывают, что такая непрозрачная процедура не предусмотрена профильным Законом "Об оборонных закупках". Она введена лишь постановлением Кабмина, которое, по сути, подменяет собой закон, являющийся высшим по иерархии нормативно-правовым актом, и специально для ГОТа, АОЗа и ГСССЗИ. Это создает опасный прецедент, когда правительство в ручном режиме может изменять правила игры, установленные парламентом.
И здесь возникает логичный вопрос: кто несет за это ответственность? Наивно было бы полагать, что Государственный оператор тыла действует в вакууме. Внедрение столь токсичного и непрозрачного механизма невозможно без молчаливого согласия или прямого потворства со стороны профильных ведомств. Позиция Министерства обороны, которое является конечным заказчиком и должно было бы первым бить тревогу из-за угрозы срыва поставок и уничтожения отечественного производителя, выглядит как минимум странной. Так же удивляет бездействие Министерства экономики, которое годами выстраивало архитектуру ProZorro, а теперь спокойно наблюдает, как ее разрушают подзаконным актом. Такая политика — это либо преступная некомпетентность, либо сознательный саботаж государственных интересов, где "закрытые рамки" становятся ширмой для возвращения ручного управления потоками и создания "закрытого клуба" для избранных поставщиков.
По сути, в Украине создана система, где за закрытыми дверями выбирается пул доверенных поставщиков, а затем между ними распределяются государственные средства без всякого внешнего контроля.
И на фоне этого возникает разительный контраст. Пока украинские производители вынуждены сокращать людей, чтобы выжить, средние расходы на оплату труда одного сотрудника ГОТа, согласно официальной финансовой отчетности за первый квартал 2025 года, составили 85 тысяч гривен в месяц. У людей возникает логичный вопрос: чем оправдана такая стоимость администрирования процессов, которые становятся все менее прозрачными и наносят вред национальной экономике?
Это не просто корпоративный спор между бизнесом и государственным агентством. Это вопрос национальной безопасности и экономической устойчивости. Уничтожая собственного производителя, который создает рабочие места, платит налоги в украинский бюджет и обеспечивает технологическую независимость государства, мы подрываем собственную обороноспособность. Ведь в критический момент мы можем оказаться зависимыми от импорта, который легко заблокировать.
Приятно видеть, что иногда ГОТ прислушивается к голосу разума. В середине июня оператор отменил закупки зимних ветровлагозащитных курток на 299 млн грн. Закупки были объявлены не по открытой процедуре, а по динамическому рамочному соглашению — то есть никакой прозрачности. В ProZorro все всё видят, и это значительно уменьшает возможность фальсификаций. А так, импортеры могут писать что угодно, и никто не обратит на это внимание ГОТа и не сможет пожаловаться. Случаи, когда участники рынка обращали внимание на сомнительные документы конкурентов и качество товара, уже были, и я об этом неоднократно писал. Поэтому отмена тендеров по рамочному соглашению — это правильно. Но нужно системное решение.
Здесь я могу лишь обратиться к новому министру обороны — Денису Шмыгалю. Именно на ваши плечи ложится ответственность за судьбу армии и прочность тыла, от которого зависит наша Победа. Пока украинский солдат на передовой рискует жизнью, его доверие к государству подрывается изнутри. И главной угрозой этому доверию стали "закрытые рамочные соглашения" — идеальный инструмент для коррупции и уничтожения украинской экономики.
Я надеюсь, что вы сможете очистить самую чувствительную сферу от коррупционных рисков. Судьба солдата, который должен быть одет в качественную украинскую форму, а не в сомнительный импорт, зависит от вашего решения. Экономическая устойчивость государства, хребтом которого является отечественный производитель, платящий налоги на зарплаты тем же солдатам, — в ваших руках.
Решение простое и не требует месяцев совещаний: инициируйте немедленную отмену положений о закрытых рамочных соглашениях из постановления №1275 для вещевого обеспечения. Защитите прозрачность, честную конкуренцию и поддержку украинского производителя — не лозунгами, а реальным приоритетом Министерства обороны.
Сломайте закрытую рамку. Это будет лучшим доказательством того, что Ваша цель — не управлять потоками, а строить прочную оборону для сильной Украины.
