Это точно война с перекупами? Законна ли продажа билетов на поезда УЗ исключительно через "ДІЯ"
Это точно война с перекупами? Законна ли продажа билетов на поезда УЗ исключительно через "ДІЯ"

Это точно война с перекупами? Законна ли продажа билетов на поезда УЗ исключительно через "ДІЯ"

На монополиста можно подать в суд и выиграть дело

С 1 августа в тестовом режиме "Укрзализныця" вводит новые правила покупки билетов на поезда в пяти популярных направлениях по Украине. Так, верифицировать личность, чтобы приобрести желаемый билет, можно будет только через "ДіЯ.Подпись". А вот в кассе купить билет будет невозможно. В компании коммуницировали это ноу-хау как способ борьбы с перекупщиками. Впрочем, железнодорожное нововведение уже вызвало волну возмущения в соцсетях, ведь необходимость устанавливать "ДІЯ" на смартфон не предусмотрена никаким нормативным документом или законом.

Действительно ли альтернативы "ДіЯ" при покупке билетов нет? Насколько законны такие ограничения, и что будет, если на монополиста кто-нибудь решит подать в суд через такие новые порядки? В этих вопросах разбирался "Телеграф".

Альтернативы

С 1 августа цифровая верификация обязательна только на пять внутренних рейсов:

№105/106 Одесса — Киев;

№91/92 Львов — Киев;

№29/30 Киев — Ужгород;

№12 Львов — Одесса;

№27/28 Киев — Чоп.

Но ведь действительно, что делать, если гражданин Украины, по тем или иным причинам, не юзает "ДіЯ"? Как ехать? Есть ли альтернативы?

Как пояснили "Телеграфу" на горячей линии "Укрзализныци", именно на эти рейсы АЛЬТЕРНАТИВЫ НЕТ.

"Во избежание недоразумений, при оформлении документации, так как эти направления популярны, в тестовом режиме вводится покупка билетов с обязательной верификацией "ДіЯ.Подпись". Если вы обычный пассажир, не имеете льгот (новые правила не касаются рейсов со спецрезервом билетов для военных, — Ред.) то альтернативы нет", – сообщили на горячей линии.

Единственное, что предлагают в "Укрзализныце", это путешествовать рейсами, где "ДіЯ" не нужна. Возьмем к примеру поезд №105/106 Одесса — Киев, сесть на который с 1 августа можно только с "ДіЯ". На горячей линии "Укрзализныци" предлагают вместо него путешествовать на поезде №148 "Житомир — Одесса", который также идет через столицу. На него цифровая верификация не требуется.

"Для удобства пассажиров действуют альтернативные поезда. Вы можете выбрать наиболее удобный для себя вариант путешествия", — отвечает "Укрзализныця" у себя на странице Facebook всем тем, кто недоволен новыми правилами.

Но! Поезд №148, который предлагается как альтернатива, курсирует не каждый день, а только по четным датам. Следовательно, это не совсем история о "удобстве пассажиров", о котором говорят в УЗ. Конечно, трагедия не велика, можно и подстроить личный график. Однако, если подойти к вопросу принципиально: ограничивать покупку билетов приложением "ДіЯ"…

Это вообще законно?

Начнем с того, что хозяйственная деятельность "Укрзализныци" подпадает под действие закона "О естественных монополиях", ведь предусматривает "пользование железнодорожными путями, диспетчерскими службами, вокзалами, обеспечивающими движение железнодорожного транспорта общего пользования".

Согласно статье 10 этого закона субъекты естественных монополий обязаны "обеспечивать на недискриминационных условиях реализацию производимых ими товаров потребителям", – отмечается в тексте закона.

Кроме того, статья 633 Гражданского кодекса Украины отмечает, что "условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей". А перевозка транспортом общего использования – одна из разновидностей публичного договора.

– То есть, все имеют право купить билет при одинаковых условиях. Хочешь через "ДіЯ"? Пожалуйста, покупай через "ДіЯ". Хочешь в кассе? Покупай в кассе. Но когда забирается один из способов покупки билета, то образуется определенное неравенство, – объясняет в комментарии "Телеграфу" юрист, консультант по онлайн-безопасности Анастасия Апетик.

В чем же заключается это неравенство? Согласно статье 24 Конституции "Не может быть привилегий или ограничений по признакам… имущественного положения ".

– А у нас все же не у всех граждан есть смартфоны, надлежащие цифровые навыки и вообще стабильный доступ к интернету. Плюс есть люди с когнитивными нарушениями, инвалидностью, сознательно избегающие цифровизации ввиду религиозных убеждений. А есть люди, которые и имеют "Дия", но она их не распознает. Например, это может быть человек, получивший ранение лица. Выходит, что "Укрзализныця" нарушает принцип недискриминации, – добавляет Апетик.

Относительно отсутствия смартфонов у части граждан Украины здесь можно было бы иронизировать. Ну, камон, у кого их еще нет? Тем более, что паблики с рецептами в соцсетях для граждан элегантного возраста не страдают отсутствием подписчиков. Но есть нюанс. В системных требованиях к приложению, например, для iPhone, указано, что для установки "ДіЯ" требуется iOS 13 или более новая. Эту операционную систему уже не установишь на iPhone 5, 5s, 6, однако и этими смартфонами, очевидно, все еще пользуется часть украинцев.

Идём дальше. По словам юристов, ноу-хау "Укрзализныци" также нарушает принцип права на свободу передвижения, изложенный в статье 33 Конституции. Да, это право может быть ограничено законом, но в случае с простой покупкой билетов, никакого особого закона нет.

– А если у нас вводится обязательная верификация через единый цифровой инструмент, это создает барьеры для части граждан, которые не могут использовать цифровые сервисы. И при отсутствии альтернативы (кассового обслуживания) это ограничивает возможность воспользоваться транспортом, – комментирует Апетик.

Наконец, статья 6 закона "О защите персональных данных" предусматривает, что "обработка персональных данных осуществляется для конкретных и законных целей, определенных ПО СОГЛАШЕНИЮ субъекта персональных данных".

– А если у человека забирают возможность покупать билеты через кассу, то это заставляет его автоматически соглашаться на обработку персональных данных через определенную цифровую платформу. А этот подход противоречит принципу добровольного и осознанного согласия, – подчеркивает Анастасия Апетик.

Понятно, что есть вопросы к законности новых правил от "Укрзализныци". Но что это значит?

С этим можно пойти в суд?

В теории да.

– На 99% это выигрышное дело. В демократическом государстве точно должно быть выигрышное решение для истца, ведь это прямое нарушение даже не подзаконных актов, а норм Конституции, – отмечает Апетик.

Но! Сначала нужно понять, а что же обжаловать?

– Главный вопрос: а чем это все предусмотрено? Есть правила перевозки пассажиров и грузов, но там нет упоминания о "ДіЯ", цифровой подписи. На сайте "Укрзализныци" есть правила покупки билетов онлайн, но ведь и в этих правилах нет ничего о "ДіЯ". Есть только публикация в Facebook. А должны быть хоть какие-то ведомственные правила по этому нововведению, которые должны быть приняты в соответствии с законодательством и должны отражать правила покупки билетов на эти конкретные направления. И этот документ обязательно должен пройти антидискриминационную экспертизу. Так что же обжаловать? Публикацию "Укрзализныци" в Facebook? – комментирует "Телеграфу" столичный адвокат Дмитрий Бузанов.

Действительно, в правилах перевозки указано, что продажа проездных документов осуществляется двумя способами:

– Билетными кассами;

– Через электронные каналы обслуживания.

И отказать в продаже проездных документов через ту же кассу возможно также только в двух случаях: либо если пассажир не согласен с условиями правил, либо если в поезде нет свободных мест. Все! Об отсутствии "ДіЯ. Подпись", как основании для отказа в обслуживании, ничего не сказано. Таким образом, даже не углубляясь в дебри конституционных хитросплетений, новация "Укрзализныци" действительно может не пройти испытание Фемидой.

Программный директор УХСПЧ, правозащитник Максим Щербатюк один из тех, кто в свое время выиграл суд у "Укрзализныци", пожаловавшись на трехчасовую задержку поезда. Впрочем, по его словам, в случае с верификацией через "ДіЯ" следует сначала дождаться реализации резонансного тестового режима, чтобы понять реальные альтернативы.

– Некоторые предприятия могут создавать уникальную услугу, которая может иметь свои нюансы для получения, но это не должно препятствовать человеку добраться до условного Львова. Нужно будет понимать, на это же направление есть другие доступные рейсы, может ли человек ими воспользоваться? Есть города, в которые едет только этот конкретный поезд. И тогда можно достаточно обоснованно говорить о нарушении права на передвижение. Но это точно не простой иск будет, – отметил Щербатюк в комментарии "Телеграфу".

Но если все-таки не доводить дело до суда?

А это точно борьба с перекупщиками?

Давайте вспомним, а из-за чего вообще возникла вся эта эпопея?

"Чтобы уменьшить количество возможных злоупотреблений при покупке железнодорожных билетов" – объяснили в "Укрзализныце".

Так называемые перекупщики, которые оптом сгребают билеты, действительно стали большой проблемой. Следовательно, верификация через "ДіЯ" хоть и выглядит ограничением прав, но с легитимной целью, для блага самих граждан. Если бы не одно "но".

В вышеупомянутых правилах перевозки указано, что "пассажиры с фамилией и именем в проездном документе, не соответствующие данным документа, удостоверяющего личность, без документов, удостоверяющих личность, в вагон не допускаются ".

Этого, в принципе, достаточно, чтобы наломать весь "бизнес" перекупщикам.

– Мошенник, например, хочет взять 10 билетов. Для кого он будет их брать? Ему нужно заранее знать имя и фамилию человека, который будет уезжать. Где он возьмет эти данные? Так как перекупщики оформляют билеты, чтобы там были данные пассажиров? Никак! Это невозможно! И это есть в правилах. Этого недостаточно для борьбы с перекупщиками? – говорит Дмитрий Бузанов.

Но теневой бизнес, очевидно, преуспевает. Почему?

"В билетах, которые приобретены у спекулянтов, как правило, имена самих же спекулянтов, под которыми заблаговременно выкупают билеты, а затем перепродают их с измененным в фоторедакторе именем (которое все равно проявится у проводника при сканировании) или даже без изменений", — пояснили в "Укрзализныце".

Таким образом, если проводники с легкостью могут обнаружить "левые" билеты, то зачем же тогда "ДіЯ.Подпись" и вот это вот все?

– Выходит так, что не могут обеспечить выполнение правил перевозки проводниками и перекладывают ответственность на пассажиров? – добавляет Дмитрий Бузанов.

В "Укрзализныце" уже отрапортовали, что усилят контроль документов при посадке пассажиров в поезда. Но, согласно данным самого монополиста, с 25 по 29 июля было проверено более 40 тысяч документов на 300 поездах и только у трех (!) пассажиров обнаружили несоответствие между документами и билетами. Так это точно борьба с перекупщиками?

Теги по теме
Укрзализныця Закон
Источник материала
loader
loader