Архитектурное образование требует срочной реконструкции, иначе страна потеряет поколение специалистов, способных восстанавливать страну. Ведь восстановление — это не только строители, но и архитекторы, которые знают, как сделать города безопасными и удобными, рассказала основательница и главный архитектор бюро IK-architects Екатерина Яровая в статье "Проектирование вслепую. Что не так с подготовкой архитекторов в Украине".
"В условиях войны все чаще звучит тема восстановления: жилые кварталы, инфраструктура, публичные пространства, укрытия. За каждым из этих объектов должен стоять архитектор — специалист, который не только обладает художественным видением, но и понимает нормативную базу, умеет работать в команде, управлять проектами и нести ответственность", - пишет автор.
Она перечисляет главные проблемы архитектурного образования:
- отрыв от практики — в учебных программах теорию подают отдельно от практических навыков, поэтому студенты часто не видят связи между теоретическими знаниями и тем, как они применяются на практике;
- устаревшие программы, которые сосредоточены на стандартных решениях и не выходят за пределы шаблона;
- консерватизм преподавания — молодым специалистам из-за отягощенного бюрократией процесса, низкой заработной платы и устаревшей культуры взаимодействия сложно приобщиться к преподаванию;
- отсутствие стратегического видения.
Яровая отмечает, что большинство студентов выходят на рынок труда без базовых навыков. В учебных заведениях преподают теоретики, которые не работают в реальных проектах, а учебные программы воспроизводят шаблоны, не готовя к современным вызовам — от проектирования укрытий до создания безопасных и удобных публичных пространств.
"Сейчас архитектурное образование напоминает старое здание: с крепким фундаментом, но также с выбитыми окнами, устаревшей планировкой и плохой вентиляцией. Его не надо сносить, но нужно основательно реконструировать", - подчеркивает Яровая.
Эксперт отмечает, что заведение высшего образования должно дать фундамент, а "прокачать отдельные скиллы" должно неформальное образование, однако это не будет работать без сильной "базы".
"И тут мы сталкиваемся с главным тормозом — государственной системой. Формально диалог есть: круглые столы, комитеты, встречи. Фактически же, чтобы изменить пункт в ГСН, надо написать обращение синей ручкой на крафтовой бумаге в дождливый четверг 30 февраля. И это не преувеличение", - отмечает она.
Яровая указывает, что даже во время полномасштабной войны принятие нового ГСН (Государственные строительные нормы - ред.) по укрытиям оказалось поспешным. Она добавляет, что документ появился, однако до сих пор непонятным остается, как с ним работать. Архитектор называет главной проблемой — отсутствие видения.
"Никто не объяснил, какой должна стать Украина через 50 лет", - добавила Яровая.