Некогда изобретательная украинская армия погрязла в советской системе принятия решений: военные призывают к изменениям — WSJ
Некогда изобретательная украинская армия погрязла в советской системе принятия решений: военные призывают к изменениям — WSJ

Некогда изобретательная украинская армия погрязла в советской системе принятия решений: военные призывают к изменениям — WSJ

Некогда изобретательная украинская армия погрязла в советской системе принятия решений: военные призывают к изменениям — WSJ

Между военными на местах и высшим руководством все больше разногласий.

В первый год полномасштабного вторжения России защитники Украины неоднократно превосходили неповоротливую российскую армию, полагаясь на "импровизацию" и смекалку солдат на поле боя. Три года спустя украинские военные вернулись к более жесткому режиму ведения боевых действий по принципу "сверху вниз", уходящему корнями в советскую эпоху, порождая все большее разочарование из-за ненужных жертв, нанося вред моральному духу гражданского населения и ослабляя призыв в армию. Если не избавиться от советских привычек, они могут подорвать способность Украины удерживать оборону против РФ, которая не демонстрирует ослабления своего стремления завоевать Украину, пишет WSJ.

Украинские военные жалуются на централизованную культуру командования, которая часто наказывает инициативу и тратит человеческие жизни. Генералы отдают приказы о повторяющихся "лобовых атаках", которые имеют мало шансов на успех, и отказывают в просьбах подразделений под угрозой окружения осуществить тактическое отступление, чтобы спасти своих людей. Потери накапливаются в операциях, не имеющих стратегического значения.

"Наша армия держится в основном благодаря инициативе людей до уровня командира батальона", — сказал майор Алексей Пастернак, который утверждает, что высшие эшелоны нуждаются в срочных изменениях.

Российская армия страдает от значительно больших проблем, связанных с жесткой иерархией, которая относится к солдатам как к одноразовому материалу. Такая неэффективность помогает объяснить, почему РФ до сих пор не смогла превратить свое преимущество в численности в решающий прорыв, а вместо этого в течение последних двух лет медленно продвигается вперед, неся большие потери.

Но подобная проблема может стать более критической для армии Украины, которая не может так легко заменить свои потери, как РФ. Российский диктатор Владимир Путин стремится в конце концов заставить Украину капитулировать, истощив ее армию и "переждав" поддержку со стороны Запада.

В частном порядке многие украинские солдаты повторяют горький рефрен: "большая советская армия побеждает маленькую советскую армию".

Командир батальона 47-й механизированной бригады Украины Александр Ширшин публично выразил свое разочарование. В мае он выступил с критикой в адрес высшего командования армии. Выражая возмущение "глупыми" приказами и потерями, он говорил о распространенном страхе среди военных перед генералами, которые "способны только на выговоры, расследования и наказания". Ширшин рассказал журналистам, что вынужден был сделать публичное заявление после того, как его батальон неоднократно получал от высшего командования приказы об осуществлении атак, которые были нереальными для ограниченных возможностей подразделения.

Последней каплей, по словам Ширшина, стал приказ его бойцам вернуться в Курскую область РФ. Направление атаки было предсказуемо, и россияне были к этому готовы, рассказал он. Волна за волной российских контрнаступлений заставила украинских военных отступить. Много людей погибло, говорит Ширшин, включая хорошо обученных новобранцев, которых трудно найти.

"Они были молоды и мотивированы. Я возлагал на них надежды. Вместо этого мы их просто потеряли. Нам нужно изменить наши методы с количественных на качественные. Мы не можем победить Россию своими ресурсами. Их больше — нам нужно быть лучшt", — добавил он.

Главнокомандующий Вооруженных сил Украины генерал Александр Сырский отмахнулся от заявления Ширшина, заявив, что тот просто хотел привлечь к себе внимание. Но многие сослуживцы поддержали критику, высказываемую Ширшиным, пишет WSJ.

Как признак "столкновения культур", 42-летний генерал-майор Михаил Драпатый, которого считают одним из самых талантливых генералов Украины из молодого, постсоветского поколения — в июне подал в отставку с должности главнокомандующего Сухопутных войск.

Он заявил, что берет на себя ответственность за российский ракетный удар по учебной базе, в результате которого погибли 12 военных. Но также рассказал о своих попытках изменить институциональную культуру, основанную на "атмосфере страха, отсутствии инициативы, закрытости к обратной связи" и "глубокой пропасти между штабом и подразделениями". Он сказал, что начал изменения, но нужно сделать еще больше.

Советская традиция

По линии фронта многие украинские военные рассказывают истории, похожие на историю Ширшина. Распространенный опыт: старшие командиры неоднократно отказывались одобрить своевременное тактическое отступление, оставляя бойцов в опасности окружения и уничтожения. Военные на передовой говорят, что такие отказы свидетельствуют о халатном отношении к жизни бойцов со стороны старших чинов, которые не хотят брать на себя ответственность за потерю позиций.

В конце прошлого года подполковник Сергей Костышин хотел вывести свой батальон с уязвимой позиции в южной части Донецкой области. Он узнал о российских планах окружить батальон, но штаб продолжал приказывать ему оставаться на месте, даже когда все больше российских сил окружали подразделение. Поэтому Костышин принял собственное решение.

В течение трех дождливых дней он провел боевой отход. Большинство батальона сбежало из ловушки, но взвод, который остался прикрывать отступление, был почти полностью уничтожен. В течение нескольких месяцев после этого Костышин находился под следствием военной полиции и СБУ, контрразведки, за оставление позиции. В конце концов допросы прекратились, рассказал он.

"Если ты тупой и послушный, они оставят тебя в покое. Это советская традиция", — сказал Костышин.

Позже Костышин стал заместителем командира бригады.

"Кто-то из высших чинов, видимо, увидел логику моих действий", — добавил он.

СБУ отказалась от комментариев. Генеральный штаб ВСУ заявил, что инициатива на поле боя поощряется, если она не нарушает приказов и не приводит к несанкционированному оставлению позиций.

Напряженность в украинской армии отражает более широкую борьбу страны за переход к более западному, демократическому обществу. Глубокие изменения в стране с момента обретения независимости в 1991 году часто были следствием спонтанных инициатив гражданского общества, включая большие революции. Но многие украинские институции все еще несут наследие советского прошлого, включая бюрократические инстинкты контроля.

В начале войны солдаты отправились в леса вместе с ветеранами и гражданскими, вооруженные смесью западного, советского и самодельного оружия. Их изобретательность привела к ряду успехов в 2022 году, вопреки тому, что Москва и западные столицы ожидали скорого захвата Украины российскими войсками.

Однако вскоре появилась более традиционная командная структура. Она приняла противоречивое решение, которое имело длительное влияние на боевой дух: защищать город Бахмут на востоке Украины в течение девяти месяцев, отправив много опытных армейских бригад на "мясорубку".

Битва за Бахмут продолжалась еще долго после того, как стало понятно, что украинские военные будут вынуждены отступить из разбитого города, что они и сделали в мае 2023 года.

Генерал Сырский, который в то время возглавлял Сухопутные войска, руководил жестокой изнурительной битвой, за что получил от солдат прозвище "мясник". Бахмут стал началом тревожной тенденции для украинской армии: она выбирала битвы, которые не могла себе позволить, учитывая ограниченные человеческие ресурсы, даже несмотря на то, что уничтожала больше россиян.

60-летний Сырский, который стал главнокомандующим Вооруженных сил в 2024 году, остается непопулярным среди украинских солдат, многие из которых видят в нем воплощение советского синдрома: карьерный офицер, который контролирует подразделения на местах, задерживая отступление или приказывая осуществлять атаки, приводящие к потерям, подрывающие боевой дух, ради лесополос или других целей, которые имеют небольшую стратегическую ценность, пишет WSJ.

Генеральный штаб ВСУ заявил, что сохранение жизни и здоровья солдат является ключевым приоритетом для военного руководства. Согласно заявлению, Сырский с 2024 года принимает меры для сохранения жизней путем улучшения подготовки, использования БПЛА-технологий и изучения боевого опыта.

Однако многие украинские военные считают, что проблемы лежат глубже, чем Сырский. В штабе все еще есть много офицеров, которые прошли подготовку в советской армии за много лет до полномасштабного вторжения РФ в Украину. Из-за быстрого расширения армии многих из них вернули из отставки, и они не понимают быстрого развития "высокотехнологичной войны", говорят ветераны боевых действий с 2022 года.

Некоторые военные, в то же время, отмечают, что ситуация сейчас улучшается, поскольку люди с опытом работы на передовой занимают высшие должности.

"Изменения не являются гигантскими, но они происходят", — сказал подполковник Егор Деревянко.

В течение многих лет до полномасштабного вторжения России страны НАТО организовывали учения для украинских военных, чтобы помочь модернизировать Вооруженные силы страны.

В 2022 году Пастернак посетил курс в Великобритании, чтобы изучить концепции НАТО, такие как командование миссией, подход к ведению войны, при котором старшие командиры устанавливают цель, а подчиненные на местах определяют, как лучше ее достичь. Это противоположность советской традиции "вертикального управления".

Пастернак в начале этого года покинул 108-ю отдельную бригаду территориальной обороны, разочаровавшись в том, что командиры не придерживаются западных военных методов.

"Доктрина НАТО по командованию миссиями отсутствует во всей армии, за исключением, возможно, нескольких бригад. Они используют советские принципы. Они не доверяют своим подчиненным", — сказал он.

Страх быть уволенным часто заставляет командиров бригад не сообщать о потере позиций, говорит Пастернак и другие офицеры.

Сейчас Пастернак проходит обучение в новом армейском корпусе, который формируется вокруг элитной бригады, известной тем, что она нарушает советские традиции: она полагается на оперативное принятие решений на более низких уровнях и пытается сохранить своих бойцов благодаря строгой тренировке и постоянному анализу и совершенствованию тактики. Тем временем его бывшая часть проводит расследование за самовольное оставление части.

В стране, где у каждого есть друг или родственник-военный, истории о призывниках, которых бросают в бой после минимальной подготовки, мешают армии набирать новых бойцов. После первой волны патриотического энтузиазма в 2022 году добровольцев стало меньше. Некоторые солдаты говорят, что они предостерегают друзей от вступления в армию.

Один 50-летний мужчина из Киева рассказал, что в начале этого года вызвался добровольцем в армию, но вскоре пожалел об этом. Обучение заключалось в сборе дров.

"Я даже оружия не видел", — заявил он.

Когда мужчина вступил в армию, ему обещали работу водителем в БПЛА-подразделении, но в конце концов, отправили в пехоту на передовую вблизи Покровска, еще одной цели российского наступления. Он поехал обратно в Киев, присоединившись к военным, которые самовольно оставили службу.

"Я рад служить. Но я не хотел ехать на фронт, не имея никаких знаний, даже не стреляя из оружия", — сказал мужчина.

Генеральный штаб ВСУ заявил, что с прошлого года обучение было усовершенствовано и все солдаты обучаются основным навыкам, включая стрельбу.

Для многих солдат операция Украины в Курской области РФ стала символом того, как устаревшие советские привычки стоят человеческих жизней. Операция началась успешно. Прошлым летом лучшие штурмовые войска Украины пересекли границу, застав россиян врасплох и захватив часть территории. Правительство Украины надеялось, что эта территория станет козырем в мирных переговорах. Перенос боевых действий на территорию России должен был изменить восприятие ситуации миром и поднять боевой дух украинцев.

Однако курская операция вскоре превратилась в очередную изнурительную битву. Россия отправила подкрепление, в частности свои лучшие БПЛА-подразделения и около десяти тысяч северокорейских солдат.

"Они начали перекрывать наши логистические пути. До зимы мы не могли эффективно продолжать операцию", — рассказал Ширшин, чья бригада участвовала в операции.

Он говорит, что писал отчеты, в которых указывал на проблемы и предлагал решения, но командиры не хотели принимать трудные решения.

"Нам нужно было либо изменить ситуацию на поле боя, либо отступить. Но мы просто ждали, пока все начало разваливаться", — заявил Ширшин.

Страх принимать решения привел к все большему "параличу". Двое украинских военных рассказали, что их часть заметила группу российских солдат на открытой местности и попросила командира о минометном ударе. Но тот отказался, пока не получил разрешения от высшего руководства.

"Если это не сработает, меня обвинят", — сказал командир. К тому времени, как он получил разрешение, россияне исчезли. Комментарий командира стал предметом шуток среди его подчиненных.

Когда украинские силы в конце концов отступали из Курской области, это часто происходило хаотично. Подразделения оставляли свои транспортные средства. Солдаты преодолевали большие расстояния пешком.

Некоторые командиры взводов, которые отступили без разрешения, чтобы спасти жизни своих бойцов, попали под расследование. Другие солдаты остались в Курской области без приказов.

Оператор БПЛА, известный под позывным "Барсик", сказал, что его команда была окружена россиянами после того, как ранее им было приказано оставаться на месте. Ему и трем другим военным удалось сбежать.

"Барсик" покинул свою бригаду и присоединился к батальону "Волков Да Винчи", воюющему в Донецкой области. Батальон, который полагается на волонтеров и частные пожертвования, имеет необычную степень независимости и известен тем, что заботится о своих бойцах. Другие солдаты из "Волков Да Винчи" говорят, что к батальону присоединяются все больше мужчин, самовольно покинувших свои прежние подразделения.

"Люди погибали, не понимая почему. Командиры не заботились о личном составе", — сказал "Барсик".

Генеральный штаб ВСУ признал некоторые проблемы в заявлении для WSJ, но отметил, что принимаются меры для улучшения ситуации, в частности реформирование системы подготовки и переход к американской модели командования, которая предусматривает делегирование большего количества полномочий. Генштаб отмечает, что строгий контроль "сверху вниз" иногда необходим, когда подразделения не выполняют своих задач, и что командиров бригад заменяют, если те теряют слишком много бойцов. Полномасштабная война выявила как сильные стороны, так и слабые места на всех уровнях, сказали в Генштабе.

От ПВО "на добровольцах" — до армейских корпусов "на бумаге". Решения, принятые вразнобой, без координации и стратегии, ослабляют страну в условиях войны. Почему государство продолжает играть в хаос? Об этом в статье "Кому война, а кому TikTok.О качестве государственных решений в военное время" писал офицер ВСУ радиоинженер, специалист по аэроразведке Юрий Касьянов.

Источник материала
loader
loader