/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Fbf7728b71d70feeef2f9dc191f285fc3.jpg)
10 хороших фантастических фильмов, несправедливо осужденных критиками
Это уже было. Ноль свежих идей. Бледная копия классики жанра. Нередко примерно такие характеристики звучали в сторону лент, представленных в сегодняшней подборке (кто бы мог подумать, что среди них аж по две — с Дольфом Лундгреном и Винсентом Д’Онофрио). Но не всегда вторичность является мерилом плохого кино, и в этом материале мы попробуем доказать, что многим проектам банально не повезло, а хорошо знакомые нам тропы и ситуации могут увлечь не хуже, чем картины, которые принято характеризовать «глотком свежего воздуха». Истории про киборгов, вторжение пришельцев, постапокалиптика, киберпанк, антиутопии и даже космоопера — все, что вы любите собрали здесь.
На самом деле недооцененных фантастических фильмов целая масса, о чем свидетельствуют наши предыдущие статьи, посвященные соответствующему сай-фаю 80-х и 90-х годов. Чтобы лишний раз не повторяться, мы не брали во внимание картины из этих материалов. И да, мы не забыли о «Звездном десанте», но он будет более уместным в одной из будущих статей (если она, конечно, состоится). В комментариях приглашаем добавлять ваших любимцев, которых несправедливо осудили за отсутствие оригинальности высоколобые обозреватели.
Содержание
- 1 «Универсальный солдат» / Universal Soldier
- 2 «Джонни Мнемоник» / Johnny Mnemonic
- 3 «Водный мир» / Waterworld
- 4 «Тринадцатый этаж» / The Thirteenth Floor
- 5 «Эквилибриум» / Equilibrium
- 6 «Хроники Риддика» / The Chronicles of Riddick
- 7 «Глобальное вторжение: Битва за Лос-Анджелес» / Battle: Los Angeles
- 8 «Посвященный» / The Giver
- 9 «Жизнь» / Life
- 10 «Война завтрашнего дня» / The Tomorrow War
«Универсальный солдат» / Universal Soldier
Год выпуска: 1992
Режиссер: Роланд Эммерих
В ролях: Жан-Клод Ван Дамм, Дольф Лундгрен, Элли Уокер, Эд О’Росс, Меллер Ральф, Джерри Орбах
Рейтинг IMDb: 6,1
Рейтинг критиков на Rotten Tomatoes: 34%
Где посмотреть: MEGOGO
С чем сравнивали: «Терминатор 2: Судный день»
Когда-то обычный американский солдат Люк Деверо и обезумевший сержант Эндрю Скотт служили вместе на войне во Вьетнаме, и ничем хорошим это не кончилось. В наши дни оба «восстают» из пропавших без вести в облике практически неуязвимых «универсальных солдат» — элитного отряда, готового выполнять любые приказы. Но травмы далекого прошлого дают о себе знать, и бывшие враги столкнутся в решающей битве, теперь уже со всеми имеющимися апгрейдами.
«Универсальный солдат» стал дебютной голливудской работой в будущем известного мастера по уничтожению планеты Земля Роланда Эммериха. Лента немецкого постановщика вышла в максимально неподходящее время, фактически через год после «Терминатора 2», что в итоге и повлияло на ее восприятие (что интересно, оба фильма были выпущены компанией Carolco). На фоне свежего в памяти зрителей шедевра Кэмерона, этот довольно скромный научно-фантастический боевик выглядел бедно, бледно и неубедительно.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Fcdf866fece552394518e47baf8b454c9.jpg)
Это подчеркивали и в медиа:
- «Здесь есть сюжет, своего рода смесь «Робокопа» и «Терминатора», но фильм уступает оригинальному «Робокопу» или любому из фильмов серии «Терминатор»» — писал в рецензии Роберт Ротен;
- «Хотя сама идея достаточно глупая, чтобы быть забавной, режиссер Роланд Эммерих представляет Терминатора без особого стиля: две звезды сталкиваются друг с другом, но так и не находят общего языка» — отмечал в своем обзоре штатный критик Rolling Stone Питер Треверс;
- «Универсальный солдат может играть мышцами при каждой возможности, но это все равно второсортный Шварценеггер» — заключил рецензент Austin Chronicle Стив Дэвис.
Но если отбросить ныне не актуальные сравнения с «Терминатором», в своей нише боевика категории B картина работает довольно исправно и точно понравится поклонникам жанра, выросшим на фильмах с тем же Железным Арни или Ван Даммом. Да и тогдашний зритель не послушал критиков и ринулся в кинотеатры: по данным Variety при бюджете в $23 млн мировые сборы составили более $100 млн.
«Джонни Мнемоник» / Johnny Mnemonic
Год выпуска: 1995
Режиссер: Роберт Лонго
В ролях: Киану Ривз, Дина Мейер, Айс-Ти, Такеси Китано, Денис Акияма, Дольф Лундгрен, Генри Роллинз, Барбара Зукова, Удо Кир
Рейтинг IMDb: 5,6
Рейтинг критиков на Rotten Tomatoes: 20%
С чем сравнивали: «Бегущий по лезвию», «Вспомнить все»
В «будущем» 2021 году очень странный, но все-таки Интернет стал неотъемлемой частью жизни. Человечество страдает от недуга, получившего название синдром нервного истощения. Власть находится в руках крупных корпораций, в то время, как низшие слои населения прозябают в ужасных условиях. Симпатичный парень Джонни работает так называемым мнемоником — курьером, который с помощью специального импланта может загружать данные в свой мозг. Но когда в его голове оказывается информация, которая рискует изменить весь мир, на него открывают охоту все заинтересованные. И теперь у героя есть 24 часа, чтобы извлечь из головы сверхважные 320 ГБ инфы, иначе он в любом случае погибнет.
Сюжет «Джонни Мнемоника» основан на одноименном рассказе Уильяма Гибсона, причем он же писал сценарий и к киноадаптации. Поначалу Гибсон и режиссер Роберт Лонго хотели сделать ироничное авторское кино, однако после успеха «Скорости» (1994) студия Sony выделила на производство до $30 млн. Вместе с тем студийные боссы вмешивались в творческий процесс. Например, именно они навязали взять в проект Дольфа Лундгрена, с которым Гибсон и Лонго не представляли, что делать (и это очень заметно во время просмотра). В итоге готовый материал был перемонтирован без участия постановщика, что не позволило тому воплотить свой творческий замысел.
Но даже несмотря на это «Джонни-Мнемоник» выдался удивительно интересным киберпанком с крутыми технологическими фишками. Да, он не прошел проверку временем: сегодня здешняя графика может вызвать разве что улыбку на лице, но в свое время это было чем-то странным и увлекательным. А заложенные в повествование смыслы заиграли новыми, пророческими красками — своего рода техногенная чума стала прекрасной иллюстрацией настоящего, как и люди в защитных масках в Пекине напоминанием о недавнем пандемическом прошлом. Не говоря о том, что ленту называют предтечей «Матрицы» и культового образа Нео.
Конечно, тогдашние критики не имели таких знаний, ведь не видели «Матрицу», не слышали о коронавирусе и не представляли, насколько зависимым от технологий окажется общество XXI века. А потому прогнозируемо набросились на ленту, не оставив от нее камня на камне:
- Не поскупилась на сокрушительные эпитеты авторка The New York Times Кэрин Джеймс, охарактеризовавшая фильм «жалкой имитацией «Бегущего по лезвию» и «Вспомнить все», добавив, что «это катастрофа во всех отношениях».
- Солидарен с этой барышней был и Оуэн Глейберман, написавший для Entertainment Weekly следующее: «Джонни Мнемоник» — вялый и вторичный триллер о будущем (по сути, «Бегущий по лезвию», только безвкусный)».
- «Пародией на «Бегущего по лезвию» охарактеризовал ленту и обозреватель USA Today Майк Кларк.
Крайне радостно, что в 2022 году справедливость частично восторжествовала, ведь Роберт Лонго получил возможность сделать черно-белую версию фильма, как и задумывал в начале, но тогда студия отказала. Теперь лента стала хотя бы немного ближе к первоначальному авторскому видению.
«Водный мир» / Waterworld
Год выпуска: 1995
Режиссер: Кевин Рейнольдс
В ролях: Кевин Костнер, Джинн Триплхорн, Деннис Хоппер, Тина Маджорино, Майкл Джетер, Ким Коутс, Джек Блэк
Рейтинг IMDb: 6,3
Рейтинг критиков на Rotten Tomatoes: 59%
Где посмотреть: MEGOGO
С чем сравнивали: «Безумный Макс»
В 2500 году практически вся суша ушла под воду в результате таяния ледников и стремительного поднятия уровня моря. Люди поселились на импровизированных островках, получивших название атоллы. В центре повествования находится безымянный моряк-одиночка, который неохотно берет на свой тримаран женщину Хелен и маленькую болтливую девчушку Энолу, на которую охотится лидер банды пиратов, известных как Курильщики, коварный Дьякон. Он верит, что с помощью мелкой сможет найти мифический остров, поэтому моряку придется вступить в ожесточенное противостояние с бандой вооруженных до зубов головорезов.
Режиссер Кевин Рейнольдс и актер Кевин Костнер воссоединяются на съемочной площадке после совместной работы в «Робин Гуде: Принц воров» (1991), и не где-нибудь, а в самом дорогом, без учета инфляции, на тот момент фильме в истории с бюджетом в $175 млн. Для 1995 года это очень круто. На экране мы действительно видим, на что были потрачены эти средства: даже на сегодня лента выглядит более чем прилично. Да и в рамках жанра «Водный мир» нисколько не уступает современным блокбастерам, например, условной «Фуриосе» (2024).
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F4b82ad0bcf95fedf659d85cc1ea2ea36.jpg)
Однако душные критики не были в восторге:
- Оуэн Глейберман в материале для Entertainment Weekly отмечал, что «фильм в целом получился второсортной копией «Безумного Макса 2″ с более слабыми, замедленными боевыми сценами и менее впечатляющими злодеями»;
- «Это действительно похоже на «Безумного Макса», который ушел в море» — писал в негативной рецензии Филип Мартин в Arkansas Democrat-Gazette.
- «Пародия на «Безумного Макса» — повторял мнения коллег Том Черити из Time Out.
Зато авторы многочисленных ретроспективных рецензий за 2025 год, приуроченных к 30-летию выхода фильма, в подавляющем большинстве тепло отозвались о «Водном мире». Вдоволь накормленные нынешними «шедеврами» кинематографа, они таки увидели очевидную ценность ленты, которую не разглядели ее современники.
«Тринадцатый этаж» / The Thirteenth Floor
Год выпуска: 1999
Режиссер: Джозеф Руснак
В ролях: Крейг Бирко, Армин Мюллер-Шталь, Гретчен Мол, Винсент Д’Онофрио, Деннис Гейсберт, Стивен Шаб
Рейтинг IMDb: 7
Рейтинг критиков на Rotten Tomatoes: 28%
Где посмотреть: MEGOGO
С чем сравнивали: «Матрица», «Экзистенция»
Лос-Анджелес, 1999 год. Владелец крупной компьютерной корпорации Хэннон Фуллер и его заместитель Дуглас Холл 6 лет работали над виртуальной симуляцией Лос-Анджелеса образца 1937 года. После убийства Фуллера все доказательства указывают на то, что именно Холл совершил непоправимое. В попытках добраться до истины, он загружает свое сознание в соответствующий аватар виртуальной реальности, банковского служащего Джона Фергюсона, еще не подозревая, какие открытия его ждут впереди.
«Тринадцатый этаж» является вольной адаптацией научно-фантастического романа «Симулакрон-3» (1964) американского писателя Дэниела Ф. Галуйе и формально римейком «Мира на проволоке» (1973) Райнера Вернера Фассбиндера. Одним из продюсеров ленты значится вышеупомянутый Роланд Эммерих, а ставить ленту поручили Джозефу Руснаку, который работал вторым режиссером на эммериховской «Годзилле» (1998).
Если и можно было найти максимально скверное время для выпуска «Тринадцатого этажа», то это было оно. Премьера состоялась буквально через 2 месяца после выхода эпохальной «Матрицы», с которой конкурировать в принципе невозможно. Это хороший фильм, которому просто не повезло оказаться рядом с творением Вачовски. В такой же ситуации оказалась и «Экзистенция» Кроненберга, премьеровавшаяся между этими двумя, но кронеберговское кино — это отдельная вселенная, к тому же канадец в то время уже выступал в статусе живого классика, кино которого критики в основном любят и уважают.
- «Большинство сюрпризов в этой интригующей задумке уже используются в «Экзистенции» и «Матрице» — заключил обозреватель E! Online;
- В противовес этому мнению выступил Дастин Путман в обзоре TheFilmFile, который, впрочем, все равно негативно оценил кино: «Еще до выхода нового научно-фантастического фильма Джозефа Руснака «Тринадцатый этаж» его уже сравнивали с такими недавними фильмами, как «Матрица», «Темный город» и «Экзистенция», но это сравнение не выдерживает критики и имеет лишь поверхностное значение»;
- «Фильм имел бы больше шансов, если бы не вышел в тени «Матрицы» — подытожил в прошлом году Кевин Карр в своем подкасте Fat Guys at the Movies.
Что символично, «Тринадцатый этаж» номинировался на «Сатурн» в категории Лучший научно-фантастический фильм, и догадайтесь с одной попытки, кому он проиграл.
«Эквилибриум» / Equilibrium
Год выпуска: 2002
Режиссер: Курт Уиммер
В ролях: Кристиан Бэйл, Шон Бин, Эмили Уотсон, Тайе Диггз, Ангус Макфадьен, Шон Пертви, Уильям Фихтнер
Рейтинг IMDb: 7,3
Рейтинг критиков на Rotten Tomatoes: 40%
Где посмотреть: MEGOGO
С чем сравнивали: «451 градус по Фаренгейту», «1984», «Дивный новый мир»; «Гаттака», «Матрица»
События происходят после Третьей мировой войны в тоталитарном городе-государстве Либрия. Во избежание последующих конфликтов, на законодательном уровне запрещены эмоции и все, в частности произведения искусства, что эти эмоции может спровоцировать. Дабы оставаться мрачными нахмуренными бревнами, население должно принимать ежедневные инъекции специального препарата. Высокопоставленный клирик Джон Престон четко придерживается строгих законов и контролирует то, чтобы его примеру следовали другие, пока сам постепенно не подвергается тому, что делает нас людьми.
«Эквилибриум» стал лишь вторым фильмом в режиссерской карьере Курта Уиммера, которую позже загубит действительно бездарный «Ультрафиолет» (2006). Но критики не взлюбили и стоящее кино, которое пусть и выглядит вторично, зато качественно развлекает и прекрасно выглядит с точки зрения стиля, хореографии боевых сцен и дружбы главного героя с собачкой, еще задолго до этих ваших «Джонов Уиков». Бои составляют так называемую ган-ката, что врастает корнями в гонконгские боевики — технику боевого искусства, которая сочетает рукопашный бой с использованием огнестрельного оружия. Ну и крутость Кристиана Бэйла здесь просто зашкаливает.
Опять же, «Эквилибриуму» несколько не повезло со временем выхода на экраны, ведь стилистически лента явно перекликается с «Матрицей», которая тогда была у всех на слуху (в 2002-м как раз премьеровалась вторая часть хита Вачовски с подзаголовком «Перезагрузка»). И сравнений не в пользу куда более скромного «Эквилибриума» было не избежать. А о непременных параллелях с классическими антиутопиями нечего и вспоминать.
- Элвис Митчелл из The New York Times писал: «Если бы кто-то оставил на солнце «1984», «451 градус по Фаренгейту», «Дивный новый мир», «Гаттаку», а также халтуры Сильвестра Сталлоне «Судья Дредд» и «Разрушитель» и выплеснул эту жидкую кашу на экран, то картина все равно получилась бы лучше «Эквилибриума». Фашистский шикарный гардероб клириков и их ган-ката наверняка заставят создателей «Матрицы» прочесывать каждый кадр на предмет нарушения авторских прав»;
- Примерно то же самое видал и обозреватель Observer Филип Френч: «Фильм представляет собой смесь Фрица Ланга, Олдоса Хаксли, Джорджа Оруэлла и Рэя Брэдбери, к которой сценарист и режиссер Уиммер не приложил никакого творческого подхода»;
- Подытоживает все эти аргументы общий консенсус критиков на Rotten Tomatoes: «Эквилибриум» — это разогретая мешанина из других научно-фантастических фильмов».
С другой стороны, как метко высказался Майк Месси из Gone With The Twins: «Если уж фильм и заимствует многое из предыдущих работ, то пусть лучше ворует у лучших».
«Хроники Риддика» / The Chronicles of Riddick
Год выпуска: 2004
Режиссер: Дэвид Туи
В ролях: Вин Дизель, Колм Фиоре, Кит Дэвид, Алекса Давалос, Карл Урбан, Тэнди Ньютон, Джуди Денч
Рейтинг IMDb: 6,6
Рейтинг критиков на Rotten Tomatoes: 28%
Где посмотреть: MEGOGO
С чем сравнивали: культовые космооперы и выдающиеся научно-фантастические блокбастеры
После событий «Черной дыры» (2000) космический преступник Ричард Риддик прибывает на планету Гелион Прайм, где ему придется столкнуться со смертоносными полумертвыми некромонгерами, обращающих всех в свою веру, а непокорных — уничтожают. Назревает принципиальный конфликт, поскольку трудно в галактике найти более непокорную личность, чем мятежник Риддик.
После скромного космо-хоррора «Черная дыра» Ричард Риддик пафосно вернулся на большие экраны среди помпезных декораций и крутых спецэффектов дорогостоящего блокбастера, еще и в статусе настоящей звезды, учитывая успех «Форсажа» (2001) и «Трех иксов» (2002). Но публика оказалась банально не готова к резкому увеличению масштабов.
Об этом свидетельствуют низкие кассовые сборы (жалкие $115 млн при примерно таком же бюджете) и нелестные рецензии в медиа, где критиковался отход от стиля оригинального фильма (что парадоксально, учитывая то, что последнему изрядно досталось за подражание жанровым предшественникам).
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F287c202ceade352ce5f151057bab6c5b.jpg)
Справедливости ради, «Хроники Риддика» ругали не столько за вторичность, сколько за то, что это громоздкий, претенциозный и не слишком изобретательный блокбастер, который больше опирается на спецэффекты, чем на содержание. Хотя нашлись недоброжелатели, упрекавшие создателей и в отсутствии оригинальности:
- «Смесь «Властелина колец», «Звездного десанта» и более поздних фильмов «Звездных войн» — замечал Тай Берр в негативном отзыве для Boston Globe.
- «Отказавшись от клаустрофобного минимализма своего предшественника, мегабюджетный фильм Дэвида Туи «Хроники Риддика» представляет собой экстравагантную оргию использованных деталей из научно-фантастических фильмов. Щепотка уклонений от пуль из «Матрицы», щепотка египетского фетиша из «Звездных врат», капелька наивно-хиповоского духовного фольклора из «Дюны», и вуаля — последний удручающий летний всплеск несвязного действия и претенциозной мифологизации» — возмущался Ник Шагер из Slant.
Эх, уважаемые, знали бы вы, когда писали эти строки в далеком 2004-м, во что превратятся блокбастеры образца 2025 года. Да, возможно «Хроники Риддика» не смогли стать в один ряд с величайшими представителями жанра, и недостатков здесь действительно хватает. Но в целом это крепкий фантастический блокбастер с претензией на эпическую космооперность, который точно не заставляет сожалеть о потраченном на него времени. Причем как 20 лет назад, так и сейчас. Сегодня хотя бы таких фильмов ой как не хватает, «Мятежная луна» не даст соврать.
«Глобальное вторжение: Битва за Лос-Анджелес» / Battle: Los Angeles
Год выпуска: 2011
Режиссер: Джонатан Либесман
В ролях: Аарон Экхарт, Мишель Родригес, Уилл Ротхаар, Бриджет Мойнахан, Джим Перрак, Майкл Пенья
Рейтинг IMDb: 5,7
Рейтинг критиков на Rotten Tomatoes: 37%
Где посмотреть: MEGOGO
С чем сравнивали: «День независимости», «Падение «Черного ястреба»
Штаб-сержант морской пехоты США Майкл Нанц уже бывало подумывал об отставке, как вдруг Лос-Анджелес надумали атаковать пришельцы. Отбросив все сомнения, храбрый солдат возглавляет отряд, которому поручено дать отпор инопланетному супостату. Битва за Город Ангелов началась.
После успеха «Района №9» (2009) в первой половине 2010-х фильмы о вторжении пришельцев, один глупее и пафоснее другого, замаячили на экранах с новой силой — вспоминаем бюджетный «Скайлайн» (2010), милитаристскую «Битву за Лос-Анджелес» (2011), вестерно-кинокомиксовые «Ковбои против пришельцев» (2011), пафосный «Морской бой» (2012), отдельно ставим от других действительно крутую «Грань будущего» (2014) и т.д. И если не брать во внимание кино с Томом Крузом, то все они были бесстыдно уничтожены критиками, а некоторые — с треском провалились в прокате.
Среди презренных и отвергнутых больше всего обидно именно за «Битву за Лос-Анджелес». Да, это кино без мозгов, которое скорее напоминает прохождение какого-нибудь шутера, чем имеет хоть малейшие намеки на сюжет. И рассчитано оно исключительно на непритязательное развлечение. Но ведь это хорошая стрелялка: динамичная, увлекательная — все как должно быть.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F68d9568ba57251d661661c5cc47d7678.jpg)
Как бы там ни было, а критики были неумолимы:
- Брайан Эггерт из Deep Focus отмечал: «После поспешной свадьбы «Черного ястреба» и «Дня независимости» этот фильм стал нежелательным потомком — непонятной смесью военных фильмов и научной фантастики, которая оскорбляет доверие к обоим жанрам»;
- Вторит ему и Мэтти Лукас, написавший в The Dispatch: «Очередной посредственный фильм о вторжении инопланетян, который не несет в себе ничего оригинального»;
- Согласен с коллегами относительно вторичности и Майкл Филлипс из Chicago Tribune, однако в более компромиссном ключе: «Он не оригинальный. Он захватывающий. Этот B-муви гибрид «Падения «Черного ястреба» и «Войны миров» — скромный, но мастерский триумф напряжения над здравым смыслом и клише».
Последнее утверждение, как по мне, ближе к истине. Жаль только, что впоследствии карьера Аарона Экхарта свернет куда-то не в ту сторону.
«Посвященный» / The Giver
Год выпуска: 2014
Режиссер: Филлип Нойс
В ролях: Брентон Твейтс, Одея Раш, Джефф Бриджес, Кэти Холмс, Александер Скарсгард, Мэрил Стрип, Кэмерон Монехэн, Тейлор Свифт
Рейтинг IMDb: 6,4
Рейтинг критиков на Rotten Tomatoes: 35%
С чем сравнивали: «451 градус по Фаренгейту», «Бегство Логана», «Голодные игры», «Дивергент»
После большой катастрофы общество решило отказаться от старого уклада жизни и построило утопический мир, где нет места человеческим эмоциям и, как следствие, конфликтам, зависти, дискриминации и тому подобное. Юного Джонаса выбирают следующим Хранителем памяти, который должен вобрать в себя предыдущий опыт человечества — как хороший, так и плохой. Но во время своего обучения парень осознает, что новая модель общества не только не работает, но и лишила людей того настоящего, что способно сделать их счастливыми.
Основанный на романе американской писательницы Лоис Лоури «Хранитель» (1993), фильм вышел в эпоху пика популярности подростковых антиутопий, и это в определенной степени сыграло с ним злую шутку. В частности, он прошел относительно незаметно на фоне более дорогих, пафосных и более масштабных «Голодных игр», «Дивергента» и «Бегущего по лабиринту». Чтобы вы понимали плотность выхода этих жанровых собратьев на экраны, приведу график их выхода: «Дивергент» отстрелялся в марте 2014-го, герой нашей статьи — в августе, а «Бегущий по лабиринту» — в сентябре того же года.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Fb2b74588f24bfa754cc42391e60ce7c0.jpg)
Поэтому вовсе не удивительно, что критики набросились на довольно скромную ленту с традиционными обвинениями «книга лучше», подкрепленными упреками во вторичности:
- «Эта экранизация выглядит как дешевая смесь «Голодных игр» и «Дивергента» — сделал вывод Марк Кермод в рецензии для The Guardian;
- Недалеко в своей мыслях отошел от коллеги и Энди Гаррисон из The List: «Проект, в котором ценится индивидуальность, не должен так рабски следовать школе подростковой драмы «Дивергент».
- «Жаль, что эта детская версия «451 градус по Фаренгейту» получилась слащавой» — подытожил Питер Канавезе в тексте для Groucho Reviews.
Но в действительности в «Посвященном» куда больше человеческого, чем в развлекательно-механистических соседях по прокату блокбастерного толка. Это простая, несколько наивная и скомканная, но искренняя эмоциональная история, которая напоминает о самом важном. К тому же с приятным актерским составом, где нашлось место и маститым ветеранам (для Джеффа Бриджеса это был проект мечты — сценарий написали еще во времена «Большого Лебовски» (1998)), и звездам помоложе (Александер Скарсгард здесь проходит ускоренный курс очеловечивания еще задолго до «Киллербота»), и даже голографической Тейлор Свифт.
«Жизнь» / Life
Год выпуска: 2017
Режиссер: Даниэль Эспиноза
В ролях: Джейк Джилленхол, Ребекка Фергюсон, Райан Рейнольдс, Хироюки Санада, Эрион Бакаре
Рейтинг IMDb: 6,6
Рейтинг критиков на Rotten Tomatoes: 67%
Где посмотреть: MEGOGO
С чем сравнивали: «Чужой»
На Международной космической станции уже готовы получить данные с беспилотной капсулы, прибывшей с Марса с образцами грунта. Во время их исследования ученые обнаруживают внеземную форму жизни — микроскопический организм, который решают назвать Кэлвином. Но вскоре этот на первый взгляд безобидный малыш превращается в смертоносное существо, готовое уничтожить каждого ради своего выживания.
В случае с «Жизнью» обвинения во вторичности насколько очевидны, настолько же и справедливы. Но, кажется, Ридли Скотт не монополизировал жанр космо-хоррора, как и сюжет об опасной космической твари, дающей нагоняй напуганным астронавтам.
Впрочем, к этому фильму критики отнеслись значительно благосклоннее других представителей нашего списка. И не напрасно. «Жизнь» — безоговорочно крепкий жанровый образец, обладающий всеми необходимыми для качественного космо-хоррора характеристиками — саспенсом, загадочностью, отчаянной борьбой с неизвестным и так далее. А сцена, в которой Кэлвин пробирается в глотку Райана Рейнольдса, запоминается надолго.
Нашлось немало и тех, кто не упустил возможности пожурить это кино:
- Например, рецензия на авторском портале Ноа Берлацкого Everything is Horrible целиком основывается на сравнении «Жизни» со скоттовским шедевром 1979 года, что, на мой взгляд, является дилетантским односторонним подходом;
- «К сожалению, история становится подражанием фильмам «Чужой» и «Нечто» — с грустью констатировал Луис Фернандо Гальван в испаноязычном медиа En Filme;
- «Жизнь» оказывается еще одной версией «Чужого», хотя и без шероховатого ужаса и мрачного веселья. В космосе никто не услышит твой храп» — саркастически выразился Джо Моргенштерн в обзоре для The Wall Street Journal.
Кстати, если вы еще не читали наш большой материал, посвященный киносерии «Чужой», ознакомиться с ним можно по этой ссылке.
«Война завтрашнего дня» / The Tomorrow War
Год выпуска: 2021
Режиссер: Крис МакКей
В ролях: Крис Пратт, Ивонн Страховски, Дж. К. Симмонс, Бэтти Гилпин, Эдвин Ходж, Сэм Ричардсон, Жасмин Мэтьюз
Рейтинг IMDb: 6,6
Рейтинг критиков на Rotten Tomatoes: 51%
С чем сравнивали: «День независимости», «Звездный десант», «Грань будущего»
Декабрь 2022 года. После очередной неудачной попытки устроиться на работу бывший зеленый берет Дэн Форестер садится смотреть финал чемпионата мира по футболу в Катаре — вроде как играют бразильцы (для справки — пророчество не сбылось и в финале играли их принципиальные соперники аргентинцы с Лионелем Месси в качестве капитана). Вдруг прямо посреди матча на стадионе появляются крутые спецназовцы и на весь мир сообщают, что через 30 лет Землю ждет апокалипсис в результате атаки пришельцев. Кажется, проблемы с поиском работы теперь для Дэна отпали сами по себе.
Любопытно, что изначально фильм планировался к выходу в кинотеатрах, но последствия Covid-19 дали о себе знать: права на его показ были приобретены Amazon Studios, из-за чего этот пышный киноатракцион с бюджетом $200 млн. был загнан в рамки малых экранов на сервисе Prime Video.
«Война завтрашнего дня» относится к той категории кино, авторы которого не то что не чураются откровенной вторичности и жанровых клише, а буквально упиваются ими. При этом они компетентны как создатели бездумного развлекательного контента, так что и все упреки об отсутствии оригинальных идей можно спокойно игнорировать. Это вменяемая чушь, которая станет отличным эскапистским развлечением на два часа. Все в ней выглядит дорого-богато. В то же время Крис Пратт убедится на собственном опыте, что уничтожить космическую тварь — далеко не то же самое, что приручить почти милого велоцираптора.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F64e933e13969d27a5a3303de81c32934.jpg)
Обратимся к нашим славным критикам:
- «Война завтрашнего дня» похожа на «Звездный десант», лишенный провокационной сатиры Пола Верховена, «Грань будущего» без иронии Дага Лаймана, который убил Тома Круза, на «Битву за Лос-Анджелес» без убедительной стойкости Аарона Экхарта или на «День независимости» без приятной манерности Уилла Смита» — — написала Роксана Хадади для Polygon;
- «Война завтрашнего дня» разворачивается как сборник боевиков об инопланетянах, беззастенчиво воруя из всех фильмов своего жанра — от «Чужих» до «Звездного десанта» — расстраивался автор Willamette Week Рэй Гилл-младший;
- Солидарен с коллегами и Майк Макгренаган из Aisle Seat: «Это настоящий франкенштейновский монстр. Он слеплен из фрагментов других научно-фантастических фильмов, таких как «Война миров», «Чужие», «Война миров Z», «Звездный десант» и «Нечто».
Финализируется непритязательное, но увлекательное действо в засыпанной суровыми снегами Северной Земле — ну откуда же еще могли вылезти те монстры, как не из россии.

