Реформа органов правопорядка в Украине сегодня существует в двух реальностях - евроинтеграционной и внутриполитической. В первой все выглядит так, будто изменения внедряются, как и должны были бы, но во второй все иначе. Об этом пишет руководитель направления "Правопорядок" Лаборатории законодательных инициатив Евгений Крапивин в статье "Реформы и фасад: двойные стандарты органов правопорядка в контексте евроинтеграции".
"На уровне государственной политики, прежде всего Дорожной карты по вопросам верховенства права, Украина начала развивать такую систему. В Нацполиции руководителя будут назначать по результатам конкурса (сейчас — без). Руководящие кадры в органах правопорядка — также по обязательному конкурсу (сейчас — не везде). Планируют усовершенствовать систему внутреннего контроля, утвердить типовые этические кодексы, внедрить систему оценивания и периодический аудит. Наконец, должны принять закон об органах правопорядка, который определит перечень этих органов и унифицирует их статус. Офис генпрокурора, Министерство внутренних дел, Министерство юстиции активно над этим работают. Это евроинтеграционная реальность", - пишет автор.
В то же время Крапивин добавляет, что параллельно с евроинтеграционной есть и внутриполитическая реальность. И выглядит она так:
- Госбюро расследований все больше распространяет практику неотложных обысков без решения суда. Адвокаты постоянно жалуются на работу ГБР, а реальный пример неэффективной работы Бюро — военные преступления. В случае с последними проблем все больше - от СВЧ до коррупции в армии, что негативно влияет на обороноспособность страны.
- Служба безопасности с помощью "связей с Россией" давит на независимые органы, а правозащитники и ученые критикуют негативные практики преследования за коллаборационную деятельность пенсионеров, поставивших лайки в "Одноклассниках" (ради показателей эффективности).
- Нацполиция пытается переписать законопроект о конкурсах, чтобы сделать европейские планы всего лишь формальностью.
- Прозрачные конкурсы в прокуратуры областного уровня и Офис генпрокурора отменяются, что фактически делает возможным ручной отбор. Президентский закон отменил не все вредные изменения от 22 июля 2025 года. Получается прокуратура для "своих".
Напомним, журналисты-расследователи не раз отмечали, что реформа органов правопорядка тормозится из-за заместителя главы офиса президента Олега Татарова. Но по словам Евгения Крапивина, представление о том, что замена одного человека изменит и ситуацию - ошибочное, ведь человек выполняет лишь функцию, а бороться прежде всего надо с другим.