Госслужба для своих. Что делать с реформой?
Госслужба для своих. Что делать с реформой?

Госслужба для своих. Что делать с реформой?

Госслужба для своих. Что делать с реформой?

Длительное неназначение директора БЭБ — показательный пример того, как на уровне правительства игнорировали закон и принцип меритократии, по которому должность на госслужбе должны занимать на основе профессионализма. Похожие случаи бывали и раньше, но менее резонансные. Речь идет об около 350 топ-должностей: государственных секретарей министерств, руководителей агентств, служб и инспекций. Кадровые решения на этих уровнях всегда привлекают общественное внимание и часто вызывают возмущение.

ЕС и гражданское общество последовательно требуют от власти прозрачных и справедливых назначений, однако результатов нет или это единичные случаи. В 2019 году приняли закон о «перезагрузке власти», который позволил увольнять госслужащих без причины. Во время пандемии ковида конкурсы приостановили, а после 24 февраля 2022 года их вообще отменили и до сих пор не возобновили. То есть в период, когда для управления воюющим государством критически важны компетентные кадры, ключевым остается политическое влияние на госслужбу, а профессионализм кандидатов, даже доказанный конкурсом, нивелируют.

Симптоматично и то, что закон о госслужбе неоднократно меняли. Теперь даже если конкурсы вернутся, вместо единственного победителя будут выбирать среди трех кандидатов, фактически оставляя простор для политического кастинга. Это госслужба для «своих».

И вот еще одна законодательная новелла власти. 15 июля в Верховной Раде Украины зарегистрировали правительственный законопроект №13478 о возобновлении проведения конкурсов.

С учетом требований ЕС и Программы SIGMA инициативы Национального агентства госслужбы как главного разработчика на этапе подготовки этого законопроекта могли бы быть более амбициозными. Вместо этого внесли «идею» оставить на должностях назначенных ранее без конкурса лиц и максимально затянуть процедуру объявления нового отбора.

В Украине стало больше госслужащих – мониторинг НАДС

На сегодняшний день законопроект №13478 формально отозвали, однако зарегистрировали альтернативный №13478-1 (авторы — народные депутаты Александр Корниенко и Виталий Безгин) с незначительными уточнениями об опыте членов комиссии и сроках возобновления конкурсов.

Итак, что предлагает власть?

В этом законопроекте предлагается возобновить конкурсы на должности государственной службы категории «А» (высший корпус госслужбы) с 1 июня 2026 года с предельным сроком объявления таких конкурсов девять месяцев; на должности государственной службы категории «Б» — с 1 июля 2026 года с предельным сроком объявления 12 месяцев; на должности государственной службы категории «В» — с 1 сентября 2026 года с предельным сроком объявления 18 месяцев; и на должности в органах местного самоуправления — с 1 июня 2026 года с предельным сроком 18 месяцев для объявления конкурсов.

Указанное не способствует восстановлению права граждан Украины на реализацию равного права доступа к государственной службе, определенного статьей 38 Конституции Украины. Так, претендентам на должности категории «В» (должности специалистов, которых больше всего) придется ждать открытия некоторых «занятых» вакансий больше 2,5 лет (до 1 марта 2028-го).

Также интересно, что в законопроекте предлагается монополия на политическое представительство в составе Комиссии по вопросам высшего корпуса государственной службы, ведь большинство, а именно как минимум четырех из семи ее представителей, определяют Верховная Рада, президент и правительство. Отдельно также включен специалист по управлению персоналом, которого определяет Кабинет министров Украины, и имеющегося в составе руководителя НАГС (по должности) или его заместителя. В меньшинстве — специалист в сфере публичного управления и администрирования, а также представитель общественных объединений, выбранные согласно правительственному Порядку. Таким образом, в таком составе не хватает паритета и есть очевидный риск, что определенные упомянутыми политическими институциями лица будут выражать волю политического руководства, которое подало их в состав этой комиссии.

Артем Шаипов: «Конкурсы на госслужбу будут мотивировать молодежь возвращаться и работать на Украину»

В законопроекте также предлагают предоставить руководителям право продлевать пребывание на должности служащих, назначенных во время военного положения без конкурса, если те проработали год (категория «А») или шесть месяцев («Б», «В»). Это противоречит Конституции и закону, ведь назначения должны были быть срочными с обязательным конкурсом, и создает коррупционные риски. Это еще один пример «госслужбы для своих».

Этот подход законотворцев провоцирует также:

  1. дальнейшие прямые назначения в течение длительного времени;
  2. накопление значительного количества новых должностей, на которые придется проводить конкурсы;
  3. в большинстве случаев, учитывая возможность не объявлять конкурсы до окончания предельных сроков, ранее назначенные без конкурса будут просто узаконены.

О количестве человек, назначенных без конкурса, начиная с 2022 года, информации нет, но можно понять, что речь идет о тысячах таких назначений.

Кому это выгодно? Очевидно, что такая система удобна каждому из субъектов назначения, которые принимают кадровые решения, имея в штате должности. При таком состояния дел в течение длительного времени должности в системе государственных органов снова будут предоставлять по единоличному решению руководителей без каких-либо процедур проверки знаний, умений и навыков.

В целом, по данным вебсайта nads.gov.ua, в государственных органах уже не первый год насчитывается более 30 тысяч вакантных должностей. Количество должностей государственной службы по штатному расписанию более 191 тысячи. Вместе с тем необнародование всех вакансий и непонятный подбор кандидатур свидетельствуют о закрытости госслужбы для всех желающих.

Это остро воспринимается в контексте поиска вакансий и предоставления первого рабочего места, в частности для студенчества и молодежи, завершившей учебу. Есть даже профильная специальность D4 «Публичное управление и администрирование» больше чем в ста заведениях высшего образования в Украине. Право граждан участвовать в так называемых отборах на должности, которые время от времени объявляются через вебсайты государственных органов и порталы поиска работы, сложно защитить, ведь процедура юридически не определена и основания для отказа непонятны.

Непривлечение подготовленных специалистов на этом этапе может быть причиной их оттока в частный сектор или за границу.

Что предлагает экспертная среда?

В прошлом году, а именно в декабре 2024 года, Центр политико-правовых реформ представил в Украинском доме концепцию и аналитическую записку «Государственная служба в Украине и направления ее реформирования и развития».

Документ анализирует состояние госслужбы, ее проблемы и предлагает пути модернизации согласно европейским стандартам, актуальные в контексте переговоров о вступлении Украины в ЕС.

Среди таких предложений тезисно отмечалось следующее:

  1. что касается неопределенности политической ответственности за государственную службу — политическую ответственность за разработку, координирование и внедрение политики государственной службы возложить на премьера или вице-премьера;
  2. что касается недостаточной адвокации решения проблем в сфере государственной службы — создать Совет по вопросам государственной службы (по аналогии к ВСП), наделить его отдельными функциями как формирования политики, так и ее реализации; усилить способность НАГС и его территориальных отделений (но формирование политики и координирование — непосредственно через премьера или вице-премьера);
  3. что касается политического влияния на деятельность конкурсных, дисциплинарных комиссий или отдельных работников государственных органов, вовлеченных в принятие решений, а также незаконных увольнений — усилить юридическую ответственность за такие действия, включительно с них криминализацией;
  4. что касается несовременности HR — во взаимодействии с бизнес-средой, международными и общественными организациями подготовить комплексную правительственную HR-стратегию с пилотированием в государственных органах разных уровней юрисдикции и по его результатам представить стандарт для государственных органов по вопросам рекрутинга, прохождения службы, мотивирования и развития талантов;
  5. что касается отсутствия правил для определения необходимого количества государственных служащих — ввести полноценный функциональный аудит вместо самооценивания государственных органов.

Перечень этих предложений значительно больше и структурирован в Дорожную карту реформы.

Позитивом на сегодняшний день является то, что новосформированное правительство сейчас приняло несколько решений, которые корреспондируют с приведенными рекомендациями. В частности недавно опубликованным постановлением от 8 августа 2025 года №953 определено, что НАГС будет координировать премьер. Чуть раньше постановлением правительства от 30 июля 2025 года №915 вопрос в сфере реформирования государственного управление отнесен к компетенции вице-премьер-министра по евроинтеграции. Но этого критично мало.

Реформа государственной службы остается одной из сложнейших из-за отсутствия политической воли изменить нынешнюю ситуацию коренным образом. Нормы о политической нейтральности государственной службы сейчас есть только на бумаге и не действуют в реалиях работы в административных зданиях.

«Картонная революция» из-за угрозы потерять независимость антикоррупционными государственными органами, а также громкий скандал вокруг длительного неназначения руководителя БЭБ подчеркивают особую роль государственной службы в функционировании страны как в мирный период, так и во время войны, и свидетельствуют о необходимости ее отмежевать и защитить от политического влияния на практике. На этот раз такой защитой стал не закон, а общество.

Источник материала
loader
loader