/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F35%2F49b50092bf1ba8ddd109528b2436202a.jpg)
Как история стала инструментом российской пропаганды в Словакии и при чем здесь Фицо
Несколько дней назад Словакия праздновала годовщину Словацкого национального восстания 1944 года – одно из трех важнейших светлых событий в новейшей словацкой истории (наряду с провозглашением независимости Чехословакии в 1918 году и Бархатной революцией 1989 года).
Однако важно помнить и о темных страницах истории, когда Первая Словацкая Республика под руководством Йозефа Тисо присоединилась к Гитлеру.
Эти трагические и позорные события в Словакии являются предостережением.
Ведь словацкие правительства имеют темную традицию сотрудничества с величайшим злом, и путь "от Тисо до Фицо" может оказаться опасно коротким.
О том, как Роберт Фицо и его приспешники манипулируют Словацким национальным восстанием в угоду России, читайте в статье эксперта Словацкой ассоциации внешней политики Юрая Месика Подарок для Путина: как Фицо отдал российской пропаганде ключевой словацкий праздник.
Далее – краткое изложение статьи.
Словацкое национальное восстание играет фундаментальную роль в истории Словакии: это история национального искупления, которая превратила народ бывших преданных коллаборационистов нацистской Германии в народ, присоединившийся к правой стороне истории и завоевавший место в антифашистской коалиции.
К счастью, подготовка восстания находилась в руках внутреннего движения сопротивления и чехословацкого правительства в изгнании в Лондоне, которое инициировало работу среди офицеров словацкой армии, тайно лояльных к правительству в изгнании.
После окончания Второй мировой войны Чехословакия почти три года оставалась свободной демократической страной.
Но в феврале 1948 года, во время глубокого правительственного кризиса, власть захватили коммунисты.
В годы коммунистического правления и российской оккупации это восстание представлялось обществу как проект коммунистической партии и советских партизан, сброшенных с парашютами в словацкие горы.
Хотя коммунисты и участвовали в восстании, они не руководили ни его подготовкой, ни осуществлением.
Практически сразу коммунисты начали навязывать свою версию истории Словацкого национального восстания, интерпретируя его как коммунистическую и московскую революцию.
Этому способствовало и то, что многие настоящие лидеры восстания были устранены: одних убили, других заставили молчать через тюремное заключение или страх перед ним.
Сохранять правильные нарративы должен был контролируемый государством Словацкий союз антифашистских борцов (САФБ) – в течение следующих 40 лет он был заполнен лоялистами, преданными распространению коммунистической интерпретации восстания.
В 2025 году практически все участники восстания уже умерли, а большинство членов САФБ – это пожилые люди, которые "боролись с фашизмом" только на бумаге в годы российской оккупации, когда они приняли коммунистические и российские нарративы.
И стали тем самым активными союзниками теперь уже российской пропаганды.
В частности, эта пропаганда пыталась навязать молодым словакам мысль, что освобождение их страны происходило исключительно с востока, игнорируя помощь западных стран демократической власти Чехословакии.
Такие тезисы до сих пор всплывают в предвыборной гонке.
Тем более, что сейчас главным распространителем коммунистических и российских нарративов о восстании является премьер-министр Роберт Фицо и его партия.
Кстати, глава словацкого правительства полностью повторил российские нарративы и о войне в Украине, предположив, что Запад "открывает тему новой войны между Востоком и Западом" и планирует "расчленение России".
Кроме политиков, к дискредитации Словацкого национального восстания активно присоединяется и сам Словацкий союз антифашистских борцов, и даже некоторые неонацистские политики.
Такая "приватизация" восстания играет на руку словацким ультраправым, которые критикуют его и даже добиваются официального признания осужденного военного преступника, союзника нацистов, Йозефа Тисо мучеником и канонизации его как святого Католической церковью.
Такая позиция, которая еще недавно считалась абсолютно маргинальной, благодаря Фицо и его идеологическим "союзникам" постепенно увеличивает свою популярность.
И уже вскоре может оказаться существенной проблемой для Словакии.
Подробнее – в материале Юрая Месика Подарок для Путина: как Фицо отдал российской пропаганде ключевой словацкий праздник.

