Верховная Рада Украины на заседании 3 сентября проголосовала в первом чтении законопроект №10225-д о легализации рынка виртуальных активов (крипты) в Украине и определении правил их налогообложения. Как сообщил народный депутат Ярослав Железняк, инициативу поддержали 246 депутатов.
"Я не вижу смысла сильно долго расписывать о чем там, будет очень много изменений ко второму чтению", - прокомментировал он результаты голосования и добавил, что ожидается, что налоги с прибыли будут на уровне 18+5%, а в первый год будет льготная ставка 5% с выхода в фиат в первый год.
В то же время кто будет регулировать сферу Национальный банк Украины или Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, еще не известно.
Заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Ольга Василевская-Смаглюк в свою очередь сообщила, что компромиссная модель регулирования предусматривает ключевую роль НБУ и создание отдельного государственного регулятора рынка виртуальных активов.
По ее словам, среди вопросов, которые еще требуют доработки:
- определение окончательного регулятора;
- согласование налоговых норм с Минфином, в частности относительно переходного периода и льготной ставки 5%;
- дополнительные полномочия для НБУ;
- технико-юридические правки и учет предложений экспертов.
Главное научно-экспертное управление Аппарата ВРУ в заключении к законопроекту отметило, что законопроект позиционирован как изменения в Налоговый кодекс, но содержит много других положений, поэтому его следовало бы принимать как другой полноценный закон.
Также депутатам советуют учесть, что последствия широкого распространения операций, связанных с обменом виртуальных активов на деньги и валютные ценности, услуг по переводу виртуальных активов, финансовых услуг, связанных с публичным предложением и/или продажей виртуальных активов, могут быть не только положительными, но и наоборот. Дополнительно требует доработки терминология законопроекта.
Также отмечено, что "к виртуальным активам применяются положения Гражданского кодекса Украины о движимых вещах, если иное не установлено настоящим Законом, или не вытекает из сущности такого виртуального актива", однако из содержания этого предписания непонятно, кто и как должен определять сущность виртуального актива и применение к нему положений Гражданского кодекса Украины о движимых вещах.
В свою очередь Комитет Верховной Рады Украины по вопросам антикоррупционной политики заявил, что в проекте Закона обнаружено положение, содержащее коррупциогенный фактор. В частности положения законопроекта наделяют Регулятора рядом специальных полномочий, характерных для органов досудебного расследования, при этом не содержат надлежащего урегулирования порядка использования этих полномочий и обеспечения гарантий защиты прав и свобод лиц, в отношении которых осуществляется расследование.
"Таким образом, должностные лица Регулятора наделяются полномочиями, приближенными к отдельным следственным (розыскным) действиям, относящимся к исключительной компетенции органов досудебного расследования, определенных Уголовным процессуальным кодексом Украины. Это создает риск наделения органа, который не отнесен к перечню органов, уполномоченных осуществлять досудебное расследование, функциями досудебного расследования, в частности, в части осуществления осмотра помещений, сбора доказательств, проведения допросов. Фактическое осуществление следственных действий без четкого законодательного урегулирования порядка их проведения и при отсутствии предусмотренных законом гарантий защиты прав и свобод лиц создает потенциальные коррупционные риски", - говорится в заключении.