Когда власть пыталась уничтожить независимость НАБУ и САП, то стало четко видно разделение: силовые органы президента — БЭБ, ГБР, Нацполиция, СБУ — против антикоррупционного блока. Как противостояние силовиков оценивает директор Бюро экономической безопасности Александр Цивинский, он рассказал в первой части интервью Инне Ведерниковой и Юлии Самаевой.
"То, что сидит мой бывший коллега (детектив НАБУ Руслан Магамедрасулов - ред.), — это негатив. Я не видел материалов следствия, но сомневаюсь в адекватности такой меры пресечения. Я уже не говорю о применении силы во время обысков и задержания. С другой стороны, в этой ситуации я не могу комментировать правильность или неправильность проведения тех или иных процессуальных действий. Но я точно знаю: вопросов к действиям правоохранителей нет тогда, когда демонстрируют доказательства и материалы", - говорит Цывинский.
По словам директора БЭБ, иногда к НАБУ есть претензии, что оно предоставляет в публичный доступ много материалов по следственным и розыскным действиям. Однако, подчеркнул Цывинский, согласно международной практике, в сенситивных моментах общество имеет право знать, что и почему происходит. То есть соответствующие вопросы должны адекватно коммуницироваться. Ведь все конспирологические теории зарождаются там, где недостаточно информации.
"Относительно противостояния, как вы говорите, силовиков президентского крыла и антикора. Это, конечно, символические вещи, но я не воспринимаю БЭБ как институт ни в одном "крыле". Бюро экономической безопасности — это орган, независимый от влияний с любой стороны, как провластных групп, так и оппозиционных, действующий по закону и выстраивающий нормальные партнерские рабочие отношения. Мы не ищем "кошку в черной комнате", а стараемся устанавливать эффективные рабочие контакты со всеми институтами, с которыми должны взаимодействовать. По моему глубокому убеждению, наша сила сегодня заключается в способности объединяться для достижения целей. В то же время я ни от кого не завишу и всегда буду придерживаться закона, несмотря на любые обстоятельства", - добавил Цывинский.
Напомним, 6 августа - после скандала, который тянулся полтора месяца - правительство наконец назначило Александра Цывинского директором Бюро экономической безопасности. Конкурсная комиссия избрала Цывинского директором БЭБ еще 24 июня. Но 7 июля стало известно, что правительство решило отклонить это решение. Через некоторое время комиссия подала соответствующую кандидатуру повторно — мол, Цывинский полностью соответствует требованиям, предусмотренным законодательством — и прекратила работу.
Председатель Антикоррупционного центра "Межа" Мартына Богуславец рассказывала, что ОП препятствовал назначению директором БЭБ любого из двух представителей вновь независимого НАБУ, хотя у этих кандидатов было меньше всего вопросов по добропорядочности. В своей статье "Конкурс по отбору директора БЭБ пытаются сорвать через суды" Богуславец анализировала схему блокирования долгожданной перезагрузки бюро.