Накануне израильской атаки Иран увеличил запасы обогащенного почти до уровня ядерного оружия урана, сообщает Международное агентство ООН по атомной энергии (МАГАТЭ).
В конфиденциальном докладе МАГАТЭ, распространенном среди государств-членов и полученном Associated Press, говорится, что Иран нарастил запасы урана, обогащенного почти до уровня ядерного оружия, перед тем, как Израиль начал военную атаку 13 июня.
По данным МАГАТЭ, по состоянию на 13 июня Иран имел 440,9 килограмма урана, обогащенного до 60%, что на 32,3 килограмма больше, чем в предыдущем отчете агентства за май.
В документе отмечается, что эти цифры "основываются на информации, предоставленной Ираном, проверках агентства, осуществленных между 17 мая и 12 июня 2025 года (днем перед началом военных действий), а также на оценках, основанных на предыдущей работе соответствующих объектов".
Такой материал является лишь одним коротким техническим шагом от уровня обогащения в 90%, необходимого для создания ядерного оружия.
По подсчетам МАГАТЭ, примерно 42 килограмма урана, обогащенного до 60%, при дальнейшем доведении до 90% теоретически достаточно для производства одной атомной бомбы.
В документе также отмечается, что Иран и агентство до сих пор не достигли договоренностей о возобновлении инспекций на объектах, пострадавших от израильских и американских бомбардировок в июне.
Остается непонятным, насколько сильно удары Израиля и США повлияли на ядерную программу Ирана. Израиль наносил удары по иранским ядерным и военным объектам, заявляя, что не может допустить разработки ядерного оружия в Тегеране и опасается, что Исламская Республика близка к этому. Иран в свою очередь постоянно настаивает, что его программа носит мирный характер.
22 июня США применили бетонобойные бомбы против ядерных объектов. 2 июля президент Ирана Масуд Пезешкиян подписал закон, принятый парламентом, о приостановлении всего сотрудничества с агентством.
Единственным объектом, который инспектировали после начала войны, стала атомная электростанция в Бушере, работающая при технической помощи России. Инспекторы наблюдали там за заменой топлива 27-28 августа.
Генеральный директор МАГАТЭ Рафаэль Гросси заявил, что "технические договоренности для полного восстановления инспекций агентства должны быть заключены без промедлений".
В отчете отмечается, что хотя вывод инспекторов ООН из Ирана во время войны "был необходим, учитывая общую ситуацию с безопасностью", дальнейшее решение Тегерана прекратить сотрудничество с агентством является "глубоко досадным".
По состоянию на 13 июня общий запас обогащенного урана в Иране составлял 9874,9 килограмма, что на 627,3 килограмма больше, чем в мае, говорится в отчете.
МАГАТЭ отмечает, что с 13 июня оно "не имело возможности проводить полевые работы, необходимые для сбора и проверки данных Ирана, которые используются для оценки изменений в ранее задекларированных запасах".
Агентство также сообщило, что инспекторы не имели возможности проверить запасы урана, обогащенного почти до уровня ядерного оружия, более двух с половиной месяцев, что оно назвало "серьезным поводом для беспокойства".
Иран юридически обязан сотрудничать с МАГАТЭ в рамках Договора о нераспространении ядерного оружия.
В отчете подробно описаны переговоры между Ираном и агентством за последние полтора месяца по возобновлению инспекций. В частности, 11 августа техническая команда МАГАТЭ вела переговоры в Тегеране с иранскими чиновниками.
14 августа Иран направил письмо с проектом "новой договоренности", по которой агентство должно подавать запросы на инспекцию нетронутых объектов "в каждом случае отдельно".
Относительно поврежденных объектов в отчете отмечается, что Иран "обязался предоставить агентству отчет в течение месяца после окончательного утверждения этой договоренности". Только после представления такого отчета Иран и МАГАТЭ должны были бы согласовать новый формат сотрудничества.
Руководитель МАГАТЭ четко дал понять Ирану, что любая новая договоренность должна соответствовать обязательствам Тегерана по соглашению о гарантиях безопасности с ООН.
В отчете указывается, что дискуссии между Ираном и МАГАТЭ продолжатся в Вене "в ближайшие дни".
Документ появился в чувствительный момент: 28 августа Франция, Германия и Великобритания начали процедуру восстановления санкций против Ирана.
Этот процесс, известный как "snapback" среди дипломатов, которые согласовывали ядерную сделку с Ираном в 2015 году, спроектирован так, чтобы его невозможно было заблокировать в Совбезе ООН, и он может вступить в силу через месяц.
Этот шаг запускает 30-дневный отсчет до возвращения санкций, если Запад и Иран не достигнут дипломатической договоренности.
Европейские страны заявили, что готовы продлить этот срок, если Иран возобновит прямые переговоры с США по своей ядерной программе, позволит инспекторам ООН доступ к объектам и объяснит происхождение более 400 килограммов высоко обогащенного урана, о котором заявляет МАГАТЭ.
До сих пор Иран ни одного из этих условий не выполнил.