Образовательный насос: почему украинская молодежь нужна европейским университетам
Образовательный насос: почему украинская молодежь нужна европейским университетам

Образовательный насос: почему украинская молодежь нужна европейским университетам

Образовательный насос: почему украинская молодежь нужна европейским университетам

Выезд молодежи за рубеж давно был вызовом для Украины, но война и образовательные возможности, созданные для украинских беженцев в Европе, значительно усилили этот процесс. В то же время сама Европа переживает демографический кризис, — людей трудоспособного возраста становится все меньше, а необходимость в кадрах лишь возрастает. В таких условиях спасение для ЕС — привлекать молодых людей из стран за его пределами. Таким образом наши юноши и девушки также становятся стратегически важным ресурсом. Что это означает для Украины?

Как стареет Европа

Европейский Союз стареет и сталкивается с уменьшением как общего количества населения, так и населения трудоспособного возраста. Эти тенденции являются вызовом экономическому развитию ЕС. Ожидается, что депопуляция станет ощутимее уже после 2026 года. И до 2050 года в 22 из 27 стран ЕС количество населения трудоспособного возраста (от 20 до 64 лет) уменьшится более чем на 20% — с 264 миллионов до 207 миллионов человек. Это касается таких стран, как Латвия, Литва, Греция, Болгария, Румыния, Португалия, Хорватия и Польша.

Такое сокращение будет сопровождаться уменьшением численности рабочей силы, что замедлит рост ВВП. Это, в свою очередь, создаст давление на государственные финансы (из-за уменьшения уплаченных налогов) и на системы здравоохранения, ухода и пенсионного обеспечения (из-за увеличения количества пенсионеров). Ведь вместе с тем в ЕС резко возрастет доля населения возрастом 85 лет и старше. Сейчас она составляет 3%, но, по прогнозам, до 2050 года достигнет 6%, а до 2070-го — 8%.

Это потребует от многих стран Европы дополнительных расходов на содержание когорты пенсионеров, которая все больше будет возрастать, в размере от 3% ВВП (в Испании, Польше, Бельгии, Венгрии) и до 5% (в Румынии, Словакии) уже до 2031 года, то есть около 250 млрд евро на год. Более того, до 2052-го содержание пенсионеров будет стоить Европе еще больше — дополнительно 600 млрд евро ежегодно. Для Венгрии, Польши, Люксембурга, Словении, Испании, Бельгии, Мальты, Румынии и Словакии это будет своеобразной фискальной петлей, ведь до 2052 года страны будут вынуждены тратить на содержание пенсионеров дополнительно от 4,4 до 9,2% ВВП. В то время как возрастная группа до 20 лет сократится — больше всего в Латвии, Литве, Греции, Болгарии, Румынии, Португалии, Хорватии и Польше. По прогнозам, это сокращение не будет ощутимым лишь для Мальты, Люксембурга и Швеции.

Европейские политики, ссылаясь на результаты исследований, заявляют, что выходом может стать привлечение молодежи из стран за пределами ЕС к обучению в университетах и дальнейшему трудоустройству.

Европейские университеты под давлением демографии

Исследование Европейской ассоциации университетов (EUA) показало, что демографические изменения стали особенно острой проблемой для учреждений высшего образования в странах Восточной Европы и Балтии. Наиболее уязвимы университеты прикладных наук. Михаэль Гебель, директор отдела политики высшего образования EUA и соавтор отчета об исследовании, отмечает: «Мы считаем, что это является следствием уменьшения количества выпускников школ в сочетании с миграцией населения в другие страны. Мы четко видим, что в таких странах, как Босния и Герцеговина, Латвия, Литва, Молдова, Польша и Хорватия больше респондентов утверждают, что ощущают на себе это влияние».

В ЦПД опровергли фейк о выезде 200 тысяч молодых мужчин за сутки из Украины

Миграция молодежи стран Центральной и Восточной Европы за границу в поисках образования и работы имеет постоянную тенденцию к росту. Девять из десяти стран Европы с самым быстрым сокращением населения из-за миграции и низкой рождаемости — это страны Центральной и Восточной Европы. В Словакии 20% выпускников школ выезжают на обучение за границу (средний показатель по ЕС — 4%). В Венгрии 85% эмигрантов младше 40 лет, и у трети из них высшее образование, в то время как среди местного населения высшее образование только у 18% молодых людей. То есть страну покидают самые образованные и самые продуктивные по возрасту.

В целом 30% трудоспособного населения ЕС рассматривают возможность эмигрировать. По данным Еврокомиссии, это касается 82 регионов. С 2020 года наиболее многочисленную группу мигрантов внутри ЕС составляют румыны (27%), за ними идут поляки (12%) и итальянцы (10%).

Уменьшение количества студентов влияет на университеты и научные исследования двумя способами: в университеты уменьшаются поступления за обучение, и сокращается когорта студентов в новых научных отраслях. Роберт Санта, главный научный сотрудник аналитического центра Rethink Romania, заявляет: «Создать связь между образованием, подготовкой кадров и экономикой становится сложнее, поскольку вы все чаще вынуждены обращаться к иммиграции». По мнению исследователя, своеобразный эффект домино может привести к «уменьшению исследовательских бюджетов, поскольку государства сосредоточивают свои финансы на поддержке населения, которое все больше стареет». То есть без иностранных студентов возникает риск, что наука будет деградировать, поскольку воспроизведение научных кадров под угрозой.

Согласно тому же исследованию демографические изменения весьма негативно влияют на 59% польских университетов, — только в Кракове за последнее десятилетие количество студентов сократилось почти на 40%. В Латвии 86% университетов, участвовавших в исследовании, сообщили о негативном влиянии экономического давления и демографии, которое стало ощутимым последние пять лет. В Литве ситуация еще сложнее: количество студентов университетов уменьшилось с 210 тысяч в 2008 году до 102 тысяч в 2022/2023 учебном году. Чехия также отчитывается об уменьшении количества студентов — с 2010 до 2024 года количество студентов в стране упало с 396 тысяч до 315 тысяч человек. В соседней Словакии еще менее радостная динамика: с 2008 до 2022 года количество студентов вузов в стране снизилось с 241 тысячи до 133 тысяч.

Охота на иностранных студентов

Чтобы выжить, университеты стран Восточной Европы и Балтии надеются на стратегию интернационализации, то есть привлечение к обучению молодежи из других стран. Эстония давно сделала это краеугольным камнем своей образовательной стратегии и сразу ощутила результат: лишь за год — между 2020/2021 и 2021/2022 учебными годами — количество иностранных студентов возросло на 20%. Чехия достигла успеха в привлечении студентов и их дальнейшем удержании в стране. Количество иностранных студентов возросло с 11 тысяч 2002 года до 55 тысяч в 2023-м, вместе с тем 45% из них остаются после обучения в Чехии. В Литве иностранные студенты сейчас составляют 10% студенческого контингента. В Польше процент иностранных студентов в университетах возрос с 7% в 2021 году до 8,6% в 2023/2024 учебном году, то есть до 107 тысяч человек, из которых почти 50 тысяч — это украинцы. В 2024 году в университетах Чехии учатся 315 тысяч студентов, и каждый пятый из них иностранец.

Показатели роста количества иностранных студентов в Европе неслучайны. Ведь образование, прежде всего высшее, — это кратчайший и самый надежный путь интеграции молодых мигрантов из стран за пределами Евросоюза. И рынок труда этому способствует. Так, в 2024 году показатель трудоустройства выпускников европейских университетов составлял 86,7%. В девяти странах Европы этот показатель превысил 90%: на Мальте, в Литве, Словакии, Польше, Германии, Венгрии, Нидерландах, Эстонии и Болгарии. В Украине же, по данным национального мониторинга в 2024 году, были трудоустоены лишь 55,23%, что значительно меньше самого низкого показателя в ЕС, который демонстрирует Италия, — 77%.

Институт демографии назвал страны Европы с наибольшим трудоустройством украинских беженцев

В большинстве европейских стран среди обладателей дипломов о высшем образовании уровень безработицы значительно ниже, чем среди населения в целом. В Чехии и Польше он составляет лишь 1,4%, в странах Восточной Европы и Балтии колеблется от 1,6% в Болгарии до 4,7% в Эстонии. Тогда как в Греции и Испании превышает 7%. Это делает регионы с более высокими показателями трудоустройства привлекательными для иностранных студентов, в частности из Украины.

Украинская молодежь как стратегический ресурс Европы

В свежем отчете ЕС проанализированы данные по состоянию на 2024 год. На это время в университетах стран Восточной Европы и Балтии учатся около 75 тысяч граждан Украины. То есть каждый двадцатый иностранный студент в университетах Европы из Украины, всего их 90 тысяч. Если исключить из этого расчета студентов из стран ЕС (около 43%), то среди иностранных студентов уже каждый одиннадцатый из Украины.

Если они останутся там работать после обучения, то, по моим подсчетам на основе данных о средней производительности труда в странах Европы, Украина может потерять почти 1,2 млрд долл. ВВП в год, в то время как украинские мигранты смогут генерировать для европейских стран около 5,5 млрд евро ВВП. Понятно, почему страны Европы уже явно конкурируют с Украиной и другими странами за наших абитуриентов и выпускников их университетов.

По общей численности студенты из Украины в Европе уступают лишь когорте студентов из Китая: 5,6% иностранных студентов в Европе из Китая, 5,1% — из Украины. Индия на третьем месте по экспорту своих талантов в систему высшего образования Европы — 5%. На это следует обратить отдельное внимание, ведь по количеству населения Индия опережает Украину примерно в 40 раз, но по количеству студентов в странах Европы Индию опережает Украина. Почти 1,5 миллиарда населения и немногим более 30 миллионов — это несопоставимые цифры.

Украинские студенты составляют наибольшую долю среди иностранцев в Словакии, Польше и Литве, причем в Словакии их даже больше, чем в Польше, — 48,1% против 43,6%. Студентов из Индии больше всего в Германии, Латвии и Ирландии, но их доля среди иностранных студентов значительно ниже, чем украинцев. Так, больше всего индийских студентов в Латвии — 17,4%.

Таким образом, даже невооруженным глазом видно, что Украина безоговорочный мировой лидер по экспорту своих талантов в Европу. Вместе с тем ей нужна молодежь из других стран, желательно с неплохим средним образованием, которая бы поступила в ее университеты, а также выпускники иностранных вузов, которые бы пополнили когорту молодых ученых в европейских университетах. Это своего рода масштабная программа охоты на молодежь из других стран, поскольку без иностранной молодежи, как студентов, так и докторантов, демографическая проблема в странах Восточной Европы и Балтии спровоцирует эффект домино, — упасть рискуют высшее образование и наука, больно ударив экономику этих стран. Украинская молодежь сейчас действительно на вес золота.

Если учесть низкий уровень безработицы выпускников университетов, система высшего образования в этих странах и рынок труда будут работать как своеобразный пылесос, который будет вытягивать молодежь из Украины. Учтем также, что многие украинские подростки уже учатся в местных школах европейских стран, и их легче привлечь в местные университеты. Наши дети — это ценнейшее сокровище, которое есть у Украины. Приведенные показатели — это вызов правительству Украины, потому что это сокровище нужно сохранить, создавая стимулы для детей учиться в Украине или возвращаться после обучения в Европе работать домой. Задание это сложное, но отказываться от него ни в коем случае нельзя — на кону будущее Украины.

Источник материала
loader
loader