/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F45%2Fa9c64898a19e704ab03842f9000bbef9.jpg)
Белые крылья черного рынка: почему снятие санкций с Belavia может развалить санкционную архитектуру против авиации России
Если канал поставки авиазапчастей в Беларусь тщательно не контролировать, российские компании его используют напрямую или через серые логистические схемы
Частичное снятие санкций США с белорусской авиакомпании Belavia – это не просто дипломатический жест. Это опасный прецедент, способный дестабилизировать всю систему авиационных санкций против России. После потери доступа к западным самолетам, деталям и сервису, российская гражданская авиация оказалась в кризисе: более 200 инцидентов только за 2024 год, "каннибализм" самолетов, миллиардные потери и субсидии из бюджета. Открытие даже ограниченного канала поставок запчастей к Belavia – это шанс для Москвы получить дефицитные компоненты через юридическую и логистическую лазейку. И это уже не белорусская история, а проблема глобального масштаба.
Санкционная история Belavia
В 2021—2022 годах, после кровавого подавления протестов в Беларуси, авиакомпания Belavia оказалась под жесткими санкциями США, ЕС и Великобритании. Компании было запрещено использовать самолеты в лизинге от западных производителей, закупать запчасти, проходить техническое обслуживание и летать в воздушном пространстве ЕС. Основная часть ее флота – Boeing 737 – осталась без легального доступа к критическим деталям.
Санкции включали ограничения на экспорт, реэкспорт и передачу продукции из США или с использованием американских технологий. Поэтому Belavia потеряла десятки миллионов долларов, маршруты и возможность обновления парка. Компания вынуждена была закупать б/у самолеты в Азии и Африке, а расходы на обслуживание выросли в разы.
По состоянию на 2025 год парк Belavia – 16 самолетов, из которых по меньшей мере 8 – Boeing, преимущественно старые модели (737-300, 737-800). Средний возраст флота – около 15 лет.
В сентябре 2025 года США временно ослабили ограничения, позволив Belavia легально закупать компоненты. Это решение создает потенциальную лазейку, которая – при отсутствии контроля – может быть использована Россией.
На первый взгляд, ослабление санкций в отношении Belavia выглядит как техническая деталь, но на практике это серьезный риск для санкционного режима против России.
Российская гражданская авиация держится на технике западного производства: около 700 пассажирских самолетов — это Boeing и Airbus, которые находятся под санкциями. Без доступа к запчастям, сервисам и сертифицированному техобслуживанию РФ потеряла возможность поддерживать флот в воздухе безопасными методами.
Из-за нехватки ресурсов компании вынуждены снимать детали с других самолетов — так называемый "каннибализм". Обслуживание часто производится кустарно, без согласования с производителями.
Если Belavia снова сможет закупать компоненты Boeing, то логистически и юридически эти детали могут быть переправлены в РФ. Даже ограниченный поток таких деталей способен оказать существенное влияние на стабильность российских перевозчиков. Беларусь в этом случае становится не просто соседом, а "серым хабом" для обходных схем, подрывающих всю логику санкций.
Потери от санкций — Беларусь и Россия
До 2022 года гражданская авиация была важной составляющей белорусской экономики. В 2019 году компания имела оборот 374 млн евро, операционная прибыль около 49 млн евро. Belavia, национальный перевозчик, выполняла регулярные рейсы в десятки стран Европы, Ближнего Востока и Кавказа, имея флот из более чем 30 самолетов — большинство из них лизинговые Boeing.
Санкции фактически остановили нормальную работу компании: потеряно более половины флота, заблокированы поставки запчастей, ограничены ключевые европейские маршруты. Рост затрат на обслуживание и логистику стал хронической проблемой.
Что касается России, из-за огромных размеров страны именно авиация обеспечивает ее связанность.
И гражданская авиация стала одной из наиболее пострадавших отраслей российской экономики после начала полномасштабного вторжения в Украину. Около 90% пассажирских перевозок в РФ до сих пор осуществляется самолетами западного производства — Boeing и Airbus.
Приблизительно 165 самолетов Boeing эксплуатируются на начало 2024 года.
После введения санкций лизинговые компании потеряли право обслуживать контракты, сотни самолетов остались в "юридическом вакууме", а РФ фактически национализировала технику, которая должна была быть возвращена. Есть сведения о 76 пассажирских самолетах, которые по оценкам РФ "потеряли или утратили" из-за санкций, изъятия, изменения регистрации или невозможности обслуживать (но не все, возможно, фактически сняты с эксплуатации).
Правительство РФ потратило более $12 миллиардов на поддержку авиационного сектора.
Однако эти средства не решили основную проблему — технологическую изоляцию. Без доступа к оригинальным запчастям, программному обеспечению и сервисам, российские авиакомпании были вынуждены перейти к "каннибализации" флота — разбор одних самолетов для поддержки других.
В 2024 году в России зафиксировано 208 инцидентов в гражданской авиации – это рекорд.
Летальные случаи редки, но количество нештатных ситуаций постоянно растет. Самолеты эксплуатируются вне стандартного ресурса, ремонт осуществляется без доступа к документации производителя, часто — кустарно.
На этом фоне любой новый канал поставок запчастей — даже через Беларусь воспринимается в РФ как стратегическая возможность обойти санкции и стабилизировать критическую инфраструктуру. И именно поэтому снятие ограничений с Belavia вызывает беспокойство среди экспертов.
Сценарии и прогнозы
Санкционная пауза для Belavia — это больше, чем локальная уступка Минску. Это тест на устойчивость санкционной архитектуры в целом. Если канал для поставки авиазапчастей в Беларусь не будет тщательно контролируемым, его могут использовать российские компании напрямую или через серые логистические схемы.
Если Belavia получит разрешение или возможность закупки деталей для Boeing, это может использоваться в качестве прикрытия или канала, через который детали или компоненты, первоначально предназначавшиеся для Belavia, пойдут дальше в Россию. Это риск юридический, потому что многие детали и технологии под санкциями — их экспорт контролируется.
А на российских авиационных форумах новость уже встретили с радостью и живо обсуждают перспективы реэкспорта с формулировкой "Окно в Америку открыто". И есть предположения в российских СМИ, что если санкции будут сняты или смягчены, тогда Belavia может снова легально закупать и обслуживать западные запчасти — и вот здесь может возникнуть вопрос, пойдут ли запчасти дальше в РФ.
Следует заметить, что возможность серых схем не предположение, а реальность. Сам генеральный директор авиакомпании "Белавиа" Игорь Чергинец в эфире телеканала "Беларусь 1" заявил, что, несмотря на санкции, не испытывает проблем с запасными частями и обеспечивает безопасность полетов. При этом он сказал, что "не будем раскрывать схему".
"Мы устанавливаем те самые запчасти в самолеты, которые устанавливали там два, три и пять лет назад. Мы не устанавливаем ничего, изготовленного в гаражах. Безусловно, это все те же запчасти, компоненты полностью оригинальные. Как мы это делаем — это другой вопрос. Насколько это стал для нас дороже, насколько это изменилось для нас. безопасность, это безопасно на 100%. Ничего в этом плане не изменилось", — сказал Чергинец.
То есть о компании точно известно, что в серых схемах она уже участвует. Причин сомневаться в готовности увеличить масштаб этой деятельности на несколько порядков — нет.
Сам факт, что РФ имеет значительную часть западных самолетов и ограниченный доступ к запчастям, делает важными любые потенциальные лазейки или "транзитные" каналы через нейтральные либо менее суровые юрисдикции (например, через Беларусь).
Чтобы оценить масштабы: если РФ должна обеспечивать техническую исправность сотен самолетов (Boeing), то даже небольшой поток деталей может оказать заметное влияние – надежность, количество инцидентов, качество техобслуживания.
При пессимистическом сценарии Беларусь превращается в "санкционный шлюз", через который РФ получает доступ к компонентам Boeing, обслуживанию и даже реэкспорту самолетов из третьих стран. Это позволяет российской авиации снизить количество инцидентов, продлить ресурс самолетов и снизить давление на бюджет. В то же время это подрывает доверие к санкциям Запада.
При реалистическом сценарии даже при отсутствии прямого реэкспорта наличие легализованных поставок в Беларусь создает "серую зону", где трудно отследить движение запчастей. Часть из них попадает в РФ — нелегально или через фиктивные транзакции.
При лучшем сценарии США вводят строгий механизм контроля за реэкспортом, ограничения на повторное использование и жесткие требования к отчетности Belavia. Это минимизирует риск злоупотреблений и сохраняет эффективность санкций. Однако для реализации этого сценария необходима не только политическая воля руководства США, но и организационная способность. А сейчас она под вопросом, ведь санкционные органы США ослаблены кадровыми чистками и страдают от нехватки людей.
Что касается наличия политической воли отслеживать реэкспорт из РБ в РФ, добавим такую интересную деталь.
Согласно данным платформы OpenSecrets, Boeing Co вложила примерно $249,307 в кампанию Трампа как кандидата в президенты. Также у компании есть собственный политический комитет (PAC), который в 2024 году делал $986,500 взносов и для кандидатов от Республиканской партии. Компания Boeing также пожертвовала $1 миллион на инаугурационный фонд Дональда Трампа в 2025 году.
Связано ли это с изменением позиции США по авиасанкциям, пока неизвестно.
Так что можно прогнозировать: в ближайшие 6–12 месяцев именно авиационная сфера может стать полигоном для новой волны санкционных обходных схем.
И первый сигнал — уже на радаре.
Санкции – это не только наказание, но и инструмент долгосрочного сдерживания и давления. И каждое исключительное решение, например разрешение на поставку запчастей Belavia, должно рассматриваться не в изоляции, а в более широком геополитическом контексте. Потому что это не просто белорусская авиация — это возможность России обойти ограничения, которые должны сдерживать ее способность продолжать агрессию.
Риск, что через "окно для Belavia" в Россию вернутся комплектующие для Boeing — реальный.
Это не гипотетическая угроза, а отработанный механизм, который уже применяет РФ в других секторах.
Если сейчас не будет жесткого контроля — завтра получим прецедент обхода санкций, созданный самими же авторами этих санкций.

