/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F45%2F33843c28d01f0323e6800c25a33287f4.jpg)
Для продолжения войны россиян загонят в нищету? Как Кремль латает бюджетные дыры
Каждый чек в магазине будет напоминать россиянам, кто и за чьи средства финансирует "военную машину"
Российская экономика все больше ощущает давление войны, которую страна-агрессор ведет против Украины. За три с половиной года Москва израсходовала большую часть резервов, а бюджетные дисбалансы стали хроническими. Правительство ищет новые источники доходов, и одним из наиболее вероятных вариантов стало повышение налогов — в первую очередь налога на добавленную стоимость. Это означает, что финансирование войны фактически перекладывается непосредственно на плечи рядовых россиян.
Повышение налогов как главный инструмент наполнения бюджета
По данным The Bell, в Кремле обсуждают повышение ставки НДС с 20% до 22%. Данный налог совместно с платежами на добычу полезных ископаемых формирует около 70% всех доходов федерального бюджета. Последний раз НДС меняли в 2019 году — тогда его повысили с 18% до 20%. Новый шаг, по оценкам правительственных экономистов, может принести около 1 трлн рублей в год, или почти 0,5% ВВП.
Последствия такого решения для экономики и населения будут ощутимыми. НДС – это налог на потребление, поэтому реальным плательщиком становится население, ведь бизнес просто переводит расходы на конечную цену товаров. Предыдущее повышение НДС, по оценке Центробанка, прибавило к инфляции не менее 0,55–0,7 процентных пункта. Теперь риски еще выше: в августе 2025 года официальная инфляция в России составила 8,14%, и эксперты предупреждают о дальнейшем сохранении двузначных показателей.
Как отмечает Reuters, в российском правительстве признают, что без повышения налогов баланс свести невозможно, даже если частично сократить оборонные расходы. Однако отказываться от военных расходов Кремль не готов – именно они стали главной статьей бюджета.
Хронический дефицит и истощение резервов
Расходы на армию фактически остановили экономический рост. Если в 2023—2024 годах ВВП РФ рос на 4% благодаря милитаризации и госзаказам, то летом 2025 года эти стимулы иссякли: в июле рост составил лишь 0,4% против 1% в июне. Это говорит о том, что ресурс "военного подъема" почти исчерпан, а пространства для маневра больше нет.
Системная проблема российской экономики состоит в хроническом дефиците бюджета. Это не временное последствие войны или падения цен на нефть, а структурный дисбаланс. Банк России прямо признает: государство тратит больше, чем способно собрать даже в благоприятных условиях.
По итогам января—августа 2025 года дефицит бюджета достиг 4,2 трлн рублей, или 1,9% ВВП, что уже превысило план. Для его покрытия власти активно тратят средства Фонда национального благосостояния. Однако если в начале 2022 года у ФНБ было более 8,7 трлн рублей ликвидных активов, то в сентябре 2025-го осталось всего 3,9 трлн. При нынешних темпах расходования фонд может исчезнуть через два года.
Альтернативой является наращивание государственных заимствований. Формально долговая нагрузка в РФ невелика — около 14,5% ВВП, однако стоимость новых ссуд стремительно растет из-за высоких ключевых ставок Центробанка. Это автоматически увеличивает расходы бюджета на обслуживание долга. По расчетам аналитиков, уже сейчас они достигают 8% ВВП и продолжают расти.
Чтобы избежать прямой эмиссии рубля, которая неизбежно раскрутила бы инфляцию, правительство и делает ставку на налоговое давление. Российские экономисты напоминают: "Инфляция — тоже налог, но он наиболее ощутимый для самых бедных". Поэтому власти пытаются балансировать между ростом ставок и риском социального взрыва.
Социальные последствия и стратегический выбор Кремля
Повышение налогов имеет опасные социальные последствия. Потребительский спрос в России и так падает, а новый рост цен еще больше снизит покупательную способность населения. В более широкой перспективе это означает трансформацию всей экономической модели. Если в 2000-х Кремль обещал повышение уровня жизни и стимулировал потребительский рынок, теперь приоритетом стало финансирование войны. Эксперты называют это переходом от "социального контракта" к "военному контракту", когда благосостояние граждан приносится в жертву армии и оборонке.
Обсуждение нового бюджета в сентябре 2025 года только подтверждает эту тенденцию. По прогнозам Минфина, доходы в 2026 году должны составить 41,8 трлн рублей, а расходы – 44,2 трлн. Но даже эти цифры выглядят слишком оптимистичными. В прогноз закладывали цену на нефть $66 за баррель, однако ее уже скорректировали до $59, что означает автоматическое уменьшение доходов.
Таким образом, Кремль стоит перед выбором: либо сокращать расходы, в том числе военные, либо усиливать налоговое бремя. Судя по всему, стратегический выбор российских властей выглядит очевидным: для продолжения войны они готовы пожертвовать развитием страны и благополучием своих граждан. Повышение НДС станет не только техническим решением в бюджетных расчетах, но и символом этого курса: каждый чек в магазине будет напоминать россиянам, кто и за чьи средства финансирует "военную машину".
Что может быть дальше – два сценария для России
Умеренная инфляция, продолжение экономической выживаемости
- Если цены на нефть и газ восстановятся или хотя бы стабилизируются;
- Если налоговые изменения допустят достаточные "исключения" для социально важных товаров;
- Если инфляцию удастся сдержать, а ставки постепенно снизить;
- Если внешний спрос (на энергоносители, металл и т.д.) восстановится или найдется большее количество покупателей.
Экономические потрясения и рост социальной напряженности
- Повышение налогов без исключений спровоцирует резкое падение потребления;
- Темпы роста будут очень низкими или произойдет рецессия;
- Социальное напряжение из-за роста стоимости жизни;
- Дефицит бюджета вырастет, резервы России начнут быстро исчерпываться.

